Всего 74 фото
Эта третья часть моего рассказа о Высоко-Петровском монастыре, надеюсь, будет необычной и неожиданной. Поскольку основной исторический матерал об обители уже изложен в 1-й и 2-й частях, здесь я попытаюсь передать свое ви́дение этого монастыря в менее стандартных и не привычных ситуациях и обстоятельствах. Здесь мы перенесемся из лета в осень и из осени в зиму. И дело не в том, что ЖЖ не дал мне рассказать во второй части о Нарышкинских палатах, что дало бы мне повод ограничиться двумя частями, а в том, что разные времена года инициируют и разные впечатления от объектов созерцания. Поэтому третья часть будет нести более легкую и более творческую задачу - изложить ощущение остановки Времени, когда сильный московский ливень неожиданно застал меня в галерее у белокаменных надгробий Нарышкиных...) А пока, продолжим наш рассказ.
Нарышкинские палаты середины XVII века находятся на территории Высоко-Петровского монастыря. Название это связано с тем, что палаты были резиденцией братьев матери Петра I - царицы Натальи Кирилловны и её самой. Палаты были подарены монастырю вместе с прилегающей территорией дедом Петра I - Кириллом Полуэктовичем Нарышкиным в честь рождения Петра, его внука. Сейчас здесь расположены действующий концертный зал и государственный литературный музей.
02.
03.
Палаты производят сильное впечатления. Если отвлечься от того, что сейчас здесь всё еще находится литературный музей, можно увидеть, при определенной доле воображения, своем внутренним взором, снующих монахов в черном... На самом деле эти самые монахи здесь есть, но их немного, мне, вот, сказали недавно, что их всего 13 человек на весь этот огромный монастырь...
04.
Здание и территория усадьбы Нарышкиных стали частью обновленной монастырской территории, обустройство и благоукрашение которой стало первым проектом юного царя Петра, лично подписывавшего указы о строительстве монастырских строений.
05.
06.
По данным 2014 года Высоко-Петровскому ставропигиальному мужскому монастырю переданы находящиеся на его территории помещения Нарышкинских палат, в которых с 1971 года располагается Государственный литературный музей. Соответствующее распоряжение Президента РФ об освобождении занимаемых музеем древних Нарышкинских палат вышло еще 14 декабря 1994 года. Однако вплоть до настоящего времени решался вопрос об обеспечении Литературного музея подходящими помещениями взамен монастырских. Теперь музей будет располагаться в Шелапутинском переулке.
07.
Общая площадь освобожденных монастырских палат составила около 690 кв. м. В настоящее время решается вопрос о реставрации здания. Наместник обители игумен Петр (Еремеев) выразил благодарность министру культуры России В.Р. Мединскому и директору Государственного литературного музея Д.П. Баку за решение вопроса освобождения монастырского здания. «Монастырь долго этого ждал, и важно, что это удалось осуществить сейчас, ведь с января начинается проектирование реставрационных работ всего нашего архитектурного комплекса», - отметил тогда игумен Петр.
08.
08.
Это келейный корпус.
09.
Нарышкинские палаты со стороны Петровки.
10.
11.
Однако, вернемся, таки, на территорию монастыря.
12.
Прямо под церковью Сергия Радонежского, в его подклете, устроена монастырская трапезная. Вывеска красного цвета укажет куда идти...
13.
14.
Кормят здесь вкусно, и, вроде, не слишком дорого, но окружающий контекст особенно впечатляет...
Пообедать здесь очень даже рекомендую, ощущения будут небычными...
15.
Потрапезничав, я отправился по галереям Сергиевского храма, уже в который раз, осмотреть белокаменные надгробия Нарышкиных...
16.
...по крытой сводчатой галерее, ведущей в южный хозяйственный двор монастыря... и именно в этот момент прогремел оглушительный гром и, небесные хляби разверглись...)
17.
Ливень был такой сильный, что я оказался полностью изолирован от внешнего мира... Именно в этот момент я ощутил некую твердую уверенность, что вот - Время Встало!... Ливень усиливался, неистово хлестал "дождевыми пощечинами" и только обострял это необычное впечатление...
18.
Эти надгробия находятся в южной части подклета храма преподобного Сергия Радонежского. Похоже их сюда и переместили от Собора Боголюбской Божьей Матери, где они некогда находились по многочисленным свидетельствам очевидцев.
19.
20.
Невероятное ощущение Остановки Времени, Оторванности от Мира и Прикосновение к Вечности, ощутил я здесь...)
21.
22.
Если пройти всю галерею в подклете, мимо этих надгробий, перед нашим взором появится целая коллекция белокаменных артефактов, найденных археологами. Чего тут только нет...
23.
...даже, белокаменная капитель колонны...
24.
А вот, как раз, такая могильная плита с трехчастным узором, которые находили при раскопках у собора митрополита Петра.
25.
А здесь - с вязью..., это, так называемые, жгутовые орнаменты...
26.
Вот такие памятные надгробные плиты вмуровывались, либо во внешние стены храмов, либо устанавливались во внутренних пространствах самих церквей.
27.
Ливень еще более усиливался...
28.
Через марево хлеставшего ливня в арке первого этажа Нарышкинских палат, я вдруг увидел неожиданно появшегося там одинокого молодого монаха, явно с удивлением рассматривавшего меня и мои попытки запечатлеть эту разбушевавшуюся стихию...) Все это только добавило необычности в это маленькое приключение и погружение в ощущение мгновений Вечности...
29.
Ливень стал понемногу стихать и я отправился к церкви Петра и Павла под защитой сводов галереи Нарышкинских палат...
30.
31.
Необычное ощущение - мокрые старые белокаменные плиты древнего монастыря, утихающий дождь, свежесть, разлитая вокруг... "Очищение", - пришло мне в голову, неожиданно...)
32.
Церковь Толгской Божьей Матери...
33.
Еще пару взглядов на Нарышкинские палаты, посвежевшие и очищенные...
34.
35.
36.
Южный двор Высоко-Петровского монастыря...
37.
Я был под впечатлением! Подобные моменты запоминаются надолго, если не на всю жизнь. Мне тогда повезло! Обстоятельства сложились так, что окружающий контекст обострился и дал возможность ощутить Время, Пространство и одновременно, Безвременье...
А вот мы и перенеслись в зиму... Снежной зимой монастырь выглядит как то по-особенному. Кажется, что все кругом замерзло и спит, но монастырь живет своей жизнью и своими зимними порядками...
38.
39.
Монастырь представился мне, на мгновение, как отдыхающий русский богатырь, заснувший перед важной битвой...
40.
Церковь Толгской Божьей Матери. Мы еще зайдем сюда...
41.
Церковь преподобного Сергия Радонежского.
42.
43.
"Ниоткуда" появился местный большой монастырский кот, стремительно подскочивший ко мне и, встал на задние лапы и стал требовать "поговорить" по-душам...) Ну, в общем, ...поговорили...)
44.
45.
Уже знакомый нам южный хозяйственный двор Высоко-Петровского монастыря, а может и нет...
46.
Церковь Петра и Павла
47.
Нарышкинские палаты
48.
Южная сторона подклета Сергиевской церкви...
49.
50.
51.
Мы прогуляемся по гульбищу Храма преподобного Сергия Радонежского... Сейчас зима и хорошо видно, что часть бывшего монастырского сада, а точнее, часть древнего некрополя монастыря, "отрезана" под городской детский сад...
52.
Вот здесь, даже, лучше видно...
53.
Вообще, снег позволяет выделить здания на его фоне - так заметнее современное окружение монастыря.
Это вид с гульбища Сергиевской церкви на север.
54.
Апсиды Сергиевской церкви.
55.
Место Чистой Любви...
56.
...появился монах в черном (на фото ниже) - он совсем маленький получился на картинке - с очень выразительным греческим лицом, черной бородой. Придерживая лопату для уборки снега, он замер в размышлениях, в этот самый момент...
57.
А это тоже вид с гульбища на север. Видна церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках и корпуса Константинопольского патриаршего подворья в Крапивенском переулке.
58.
59.
Вид на территорию бывшей усадьбы Нарышкиных.
60.
Ну, и конечно "Высоко-Петровский монастырь - общий зимний вид".
61.
62.
Настало нам время побывать в церкви Толгской Божьей Матери. Церковь маленькая, трогательная, хрупкая и нежная, особенно, вот сейчас, на морозе...
63.
Как мы помним, церковь построил Петр I в благодарность за спасение его жизни во время стрелецкого бунта...
64.
65.
Церковь совсем не большая и уютная. Удивительной её особенностью являются керамические иконостас, иконы и многие детали внутреннего убранства церкви.
66.
Впечатления просто поразительные! Это, все же, надо видеть!
67.
68.
69.
70.
Ну, вот, пожалуй, и все... Мы покидаем Высоко-Петровский мужской монастырь, обитель святителя Петра и святых апостолов Петра и Павла.
71.
72.
73.
74.
Несколько итоговых слов и соображений. Монастырь очень приветлив и не агрессивен, в отличие от некоторых своих собратьев. Здесь можно фотографировать, не опасаясь ни окриков служек, ни вздорной активности монастырской охраны. Такая же здесь и общая атмосфера - принятия, смирения, гармонии и удивительной простоты. Монастырь оживает и дай Бог ему возродиться, обретая былое величие и его былую духовную силу.
Источники:
Википедия
© Vladimir d’Ar
Часть первая
Часть вторая
Community Info