Музей Канала имени Москвы
Было бы странно, наверное, любить теплоходы, наслаждаться речными путешествиями, замирать от красоты и монументальности сооружений, связанных с водой, и не интересоваться историей всего этого. Помню, как на «Михаиле Булгакове» нам показывали документальный фильм о строительстве Канала им. Москвы и как я разрывалась между желанием посмотреть его целиком и невозможностью пропустить Углич, проплывавший за бортом. Тогда я даже не знала, что есть такой музей – Музей истории и современности Канала имени Москвы.

Теперь знаю, побывала в нем, берегу память о невероятно преданном Каналу человеке – директоре музея Галине Александровне Герке.

Это такая ценность, когда ты встречаешь таких людей, искренних, переживающих не за себя – за свое дело, сохраняющих не бумажную – живую память об истории и людях, эту историю, создававших. Экскурсовод, который рассказывает не о героях, а о «дяде Грише», чье фото на стенде героев-тружеников Канала, который знает подробности жизни даже самых малых «пешек» грандиозной стройки, помнит собственной памятью, как заключенный каналоармеец после отбытия срока оставался на Канале и работал на нем до конца жизни, рассказы о том, как другого такого же все равно расстреливали в итоге… Это ведь уже не экскурсовод, это проводник для тех, кто не безразличен. Уже 62 года работа, да и вся жизнь Галины Александровны связана с Каналом!
И как же мне-то после сказанного попытаться поднять эту махину – рассказ о Канале?.. Нет, не суметь, поэтому рассказ будет не о нем, а только о Музее.
Поселок городского типа Деденево, что стоит над шлюзом № 4. По шоссе без пробок сюда доехать быстро, а по воде мы, помню, шли ровно пять часов. Тогда я еще не знала, что эта часовенка именно здесь.

Часовня в честь Новомучеников в земле российской просиявших. И нет вопросов, откуда именно такое название у часовни над Каналом…

В широком смысле слова история обеспечения Москвы водой и судоходством берет еще со времен Петра.


Но музей, созданный самими работниками КиМ и открытый в 2007 году, когда Каналу исполнилось 70 лет, отражает именно его летопись, страницы именно его истории.

И насколько же символично, что этот макет каравеллы – символа Канала имени Москвы – сделан руками заключенных одной из современных колоний. Что ни говори, с какого места не начинай изучать строительство Канала, а неизменно вернешься к Дмитлагу, одному из самых больших «островов» архипелага ГУЛАГ. Это сейчас Икша, Подосинки – простые поселки и городки, а в годы стройки были именно лагерными поселками. К 1935 году в Дмитлаге числилось около 200 тысяч каналоармейцев.

Читаешь страницы книги о Канале и жуть берет от коротких строк, от масштаба людской беды и цинизма власти.
«Перед строителями были поставлены практически невыполнимые сроки строительства. Неквалифицированный, самый тяжелый труд выполнялся силами заключенных из числа бывших рабочих и крестьян и политически осужденных. Голодные, измученные люди гибли тысячами…
В первое время даже захоронения делались хаотично.
Все эти люди не просто каторжно трудились, но и проходили так называемую перековку, то есть «перевоспитание». Тем, кто проявлял стахановские подходы к делу, могли сократить срок по специальной системе «зачетов». За сверхплановую выработку вычитали дни от оставшегося срока.
Главный печатный орган «Каналстроя» назывался «Перековка», выпускалась газета для рецидивистов «Перековка тридцатипятника». Выходили издания для национальных кадров – «За нову Людыну» (для украинцев), «Канал зарбдалы» (на татарском, узбекском, азербайджанском языках), а также газета для женщин «Каналоармейка».
Обо всем об этом и говорят экспонаты музея.










Масштаб стройки и ее результата невероятен! 128 километров канала, 240 объектов: 11 шлюзов, 5 насосных станций, 3 грузовых и 2 пассажирских порта, 8 заградительных ворот, 2 туннеля… Перепад высот между шлюзами - более 40 метров. Эстетически Канал исключителен в своей гармонии с окружающим ландшафтом и природой.
И при этом до сих пор историки затрудняются назвать точное число людей, погибших во время этой стройки. Цифры расходятся, но даже в расхождениях они не менее страшны – от 30 тысяч до 1,5 миллионов жизней было загублено за пять лет строительства и сразу после его окончания. Бутовский полигон – это и о строителях КиМ, именно там огромное количество их «досрочно освободили».

Вот так и получается, что у канала Москва-Волга фактически было две истории. Одна – история невиданного по размаху и достижениям строительства, вторая - страшная книга жизни и смерти, в которой сплелись воедино ложь, кровь, боль и цинизм. Помните об этом, когда будете идти по Каналу на белом теплоходе. Да он и сам не дает забыть, что-то такое есть в его атмосфере, напоминающее…
Но Канал ведь не только строился, Канал работал и работает в полную силу, представить себе Москву без него невозможно! Даже военная история столицы была бы совсем иной, воозможно, если бы не КиМ.

История советского времени, современная…


Макет самоходного плавучего крана КПЛ-351 "Канал имени Москвы" – самого крупного речного грузоподъемного средства, которых всего два в стране. Именно таким поднимали затонувшую «Булгарию». А если вы хотите увидеть его в натуральную величину и в работе, то можете по Дмитровке доехать до шлюза №6 и увидеть, как прямо сейчас там с помощью этого крана идут работы по замене шлюзовых ворот. Даже издалека это грандиозно!

Некоторые экспонаты музея такого размера и веса, что место им нашлось только на улице, на открытой площадке. Это тяжеловесные и массивные стальные части агрегата, который качал воду в Москву.

Нет, я просто не осилю в посте весь пласт его истории! Но если вдруг возникнет у меня опять повод о нем вспомнить, я продолжу. А пока… ну разве он не прекрасен?!


Еще раз спасибо компании "Мостурфлот" и лично Владиславу Хасикову за интереснейшую экскурсию, любимому сообществу
mosblog за предоставленную возможность на ней побывать и коллегам-сообщникам
_twin_,
tushinetc,
kis_dikiy,
taxik,
dmrog,
moscow_i_ya,
kostello_irq,
under_world_ru,
marisha_amber,
stabbut,
timcost и
frocush за хорошую компанию!

Теперь знаю, побывала в нем, берегу память о невероятно преданном Каналу человеке – директоре музея Галине Александровне Герке.

Это такая ценность, когда ты встречаешь таких людей, искренних, переживающих не за себя – за свое дело, сохраняющих не бумажную – живую память об истории и людях, эту историю, создававших. Экскурсовод, который рассказывает не о героях, а о «дяде Грише», чье фото на стенде героев-тружеников Канала, который знает подробности жизни даже самых малых «пешек» грандиозной стройки, помнит собственной памятью, как заключенный каналоармеец после отбытия срока оставался на Канале и работал на нем до конца жизни, рассказы о том, как другого такого же все равно расстреливали в итоге… Это ведь уже не экскурсовод, это проводник для тех, кто не безразличен. Уже 62 года работа, да и вся жизнь Галины Александровны связана с Каналом!
И как же мне-то после сказанного попытаться поднять эту махину – рассказ о Канале?.. Нет, не суметь, поэтому рассказ будет не о нем, а только о Музее.
Поселок городского типа Деденево, что стоит над шлюзом № 4. По шоссе без пробок сюда доехать быстро, а по воде мы, помню, шли ровно пять часов. Тогда я еще не знала, что эта часовенка именно здесь.

Часовня в честь Новомучеников в земле российской просиявших. И нет вопросов, откуда именно такое название у часовни над Каналом…

В широком смысле слова история обеспечения Москвы водой и судоходством берет еще со времен Петра.


Но музей, созданный самими работниками КиМ и открытый в 2007 году, когда Каналу исполнилось 70 лет, отражает именно его летопись, страницы именно его истории.

И насколько же символично, что этот макет каравеллы – символа Канала имени Москвы – сделан руками заключенных одной из современных колоний. Что ни говори, с какого места не начинай изучать строительство Канала, а неизменно вернешься к Дмитлагу, одному из самых больших «островов» архипелага ГУЛАГ. Это сейчас Икша, Подосинки – простые поселки и городки, а в годы стройки были именно лагерными поселками. К 1935 году в Дмитлаге числилось около 200 тысяч каналоармейцев.

Читаешь страницы книги о Канале и жуть берет от коротких строк, от масштаба людской беды и цинизма власти.
«Перед строителями были поставлены практически невыполнимые сроки строительства. Неквалифицированный, самый тяжелый труд выполнялся силами заключенных из числа бывших рабочих и крестьян и политически осужденных. Голодные, измученные люди гибли тысячами…
В первое время даже захоронения делались хаотично.
Все эти люди не просто каторжно трудились, но и проходили так называемую перековку, то есть «перевоспитание». Тем, кто проявлял стахановские подходы к делу, могли сократить срок по специальной системе «зачетов». За сверхплановую выработку вычитали дни от оставшегося срока.
Главный печатный орган «Каналстроя» назывался «Перековка», выпускалась газета для рецидивистов «Перековка тридцатипятника». Выходили издания для национальных кадров – «За нову Людыну» (для украинцев), «Канал зарбдалы» (на татарском, узбекском, азербайджанском языках), а также газета для женщин «Каналоармейка».
Обо всем об этом и говорят экспонаты музея.










Масштаб стройки и ее результата невероятен! 128 километров канала, 240 объектов: 11 шлюзов, 5 насосных станций, 3 грузовых и 2 пассажирских порта, 8 заградительных ворот, 2 туннеля… Перепад высот между шлюзами - более 40 метров. Эстетически Канал исключителен в своей гармонии с окружающим ландшафтом и природой.
И при этом до сих пор историки затрудняются назвать точное число людей, погибших во время этой стройки. Цифры расходятся, но даже в расхождениях они не менее страшны – от 30 тысяч до 1,5 миллионов жизней было загублено за пять лет строительства и сразу после его окончания. Бутовский полигон – это и о строителях КиМ, именно там огромное количество их «досрочно освободили».

Вот так и получается, что у канала Москва-Волга фактически было две истории. Одна – история невиданного по размаху и достижениям строительства, вторая - страшная книга жизни и смерти, в которой сплелись воедино ложь, кровь, боль и цинизм. Помните об этом, когда будете идти по Каналу на белом теплоходе. Да он и сам не дает забыть, что-то такое есть в его атмосфере, напоминающее…
Но Канал ведь не только строился, Канал работал и работает в полную силу, представить себе Москву без него невозможно! Даже военная история столицы была бы совсем иной, воозможно, если бы не КиМ.

История советского времени, современная…


Макет самоходного плавучего крана КПЛ-351 "Канал имени Москвы" – самого крупного речного грузоподъемного средства, которых всего два в стране. Именно таким поднимали затонувшую «Булгарию». А если вы хотите увидеть его в натуральную величину и в работе, то можете по Дмитровке доехать до шлюза №6 и увидеть, как прямо сейчас там с помощью этого крана идут работы по замене шлюзовых ворот. Даже издалека это грандиозно!

Некоторые экспонаты музея такого размера и веса, что место им нашлось только на улице, на открытой площадке. Это тяжеловесные и массивные стальные части агрегата, который качал воду в Москву.

Нет, я просто не осилю в посте весь пласт его истории! Но если вдруг возникнет у меня опять повод о нем вспомнить, я продолжу. А пока… ну разве он не прекрасен?!


Еще раз спасибо компании "Мостурфлот" и лично Владиславу Хасикову за интереснейшую экскурсию, любимому сообществу

Очень интересно и вдохновляюще! Хочется побывать в музее, ибо тоже люблю канал. На его берегах прошло мое детство.
А детство на канале должно было быть замечательным)
Музей Канала имени Москвы