Закончим тему со скульптурами на одной из самых известных станций московского метро.
1. "Школьницы с глобусом"
Такая фотография появилась в газете "Пионерская правда" 30 января 1940 года с подписью: "Ученицы 6-го класса «Б» 91-й школы Нина Павлова и Юня Лещинская у глобуса. Фото Е. Тиханова".
Школа расположена на Большой Молчановке (около Нового Арбата). Девочки позируют фотографу и показывают место дрейфа парохода "Георгий Седов". Отличие скульптурной Нины от настоящей в том, что скульптор Матвей Генрихович Манизер сделал девочку левшой, хотя на фото в газете она показывает точку на глобусе правой рукой. Левшу же было проще конструктивно вписать в нишу.
Утверждается, что девочка никогда не встречалась с Манизером, а себя увидела в метро уже после войны. Скорее всего, скульптору просто понравилась фотография и он увековечил девочек.
Вы скажете, а почему же на открытой в марте 1938 года станции девочки с фотографии 1940-го? Тут всё просто. Сначала все скульптуры были сделаны из гипса. Уже после Манизер делал их металлическими, перерабатывал и совершенствовал. Скорее всего тогда первоначальные школьники и были заменены на опубликованных в газете.
Позже девочка Нина стала инженером в области радиационной химии Ниной Васильевной и работала на закрытых предприятиях.
2. Студент
Это Аркадий Антонович Гидрат (1911-1941). Спортсмен, выпускник и преподаватель Государственного центрального института физической культуры. Чемпион Москвы и СССР по прыжкам в высоту, герой многих газетных статей. В отличие от девочки Нины, скульптор увидел его фото и пригласил позировать.
К сожалению, в 1941 году Аркадий Антонович пропал без вести на фронте под Ленинградом. Его останки нашли только спустя 60 лет. Вместо могилы его родственники приезжали на станцию и возлагали цветы к скульптуре.
Дочь Аркадия Антоновича, Ольга, рассказывала: "Мама всегда приходила с цветами, подолгу сидела рядом со скульптурой и плакала. Это единственное место, куда мы могли прийти. Ведь во всех документах папа числился пропавшим без вести. Я помню, как он посадил меня на плечи, и мы долго стояли перед зеркалом… А потом папа ушел, и больше вестей о нем не было".
Про Гидрата, его семью, службу, гибель и находку останков пропавшего без вести в 1941 году Гидрата, можно прочитать здесь и здесь
3. Спортсменка-дискоболка
Это Тамара Курбатова (1904-1998), натурщица из студии Манизера. Позже она вышла замуж за театрального критика Леонида Кольберта-Нежданова.
По словам родственника Курбатовой, который и опознал её в скульптуре (предъявив две старые фотографии с изображением скульптуры обнаженной девушки, лицо которой было копией скульптуры на "Площади Революции", и где на обороте была надпись: "Моск. художественный институт – класс М. Манизера") она никогда не встретилась "с собой" в метро, поскольку предпочитала наземный транспорт.
Также родственник рассказывал, что Курбатова следила за собой, жила по режиму, в юности посещала спортзал, вела здоровый образ жизни и следила до старости за своим гардеробом.
4. Матрос с наганом
Для скульптуры позировал кадет Ленинградского Краснознаменного высшего военно-морского училища Алексей Никитенко. В 1937 году Манизер попросил училище найти ему натурщика для работы над фигурой революционного матроса для будущей станции метро. В училище Матвею Генриховичу посоветовали самому выбрать подходящую кандидатуру. Так выбор пал на Никитенко.
Опоясанный пулеметными лентами и с наганом, юноша позировал в студии полгода. Каждый день по четыре часа стоял так, как и запечатлён. Результата, увы, Никитенко не увидел (не был в Москве). Зато воевал с Японией, командовал кораблём, был награждён орденом и впоследствии дослужился до капитана первого ранга.
Вчера я писал про самую известную скульптуру (конечно же, пограничник с собакой), а не так давно про матроса-сигнальщика.
Community Info