
Токио, Япония, 1940 год.
За окном - японско-китайская война и ворона Мусаси.
На подмостках - красный стол на постаменте из черных в обрамлении смятых листов бумаги и два актера.
Первый - Мацуо Сакисаки, затянутый в черный мундир офицер службы безопасности отдела цензуры.
Второй - в свободных белых одеждах, Хадзими Цубаки, драматург театральной труппы "Академия смеха".
Это пьеса "Академия смеха" в постановке Московского театра русской драмы.
Сюжет пьесы японского драматурга Коки Митано "Академия смеха" прост - незадачливый драматург Цубаки (Аркадий Аверин) стремится получить разрешение цензора (Дмитрий Щепенко) на постановку новой комедии.
Семь дней действия - семь дней сотворения комедии.
Семь дней дает цензор драматургу, чтобы привести комедию в благонадежный вид.
Драматург подчиняется, заискивает, паясничает, дает взятки, переписывает текст и доводит сцены до абсурдности.
Но чем больше правок вносит цензор, тем смешнее и смешнее становится пьеса Цубаки.
Через семь дней на свет рождается пьеса, много совершеннее исходного текста.
За семь дней тупой, но по-детски наивный чиновник, не лишенный чувства прекрасного, Сакисаки становится соавтором постановки, вкусившим вкус и силу творчества.

Главное требование жанра комедии формулируется просто: смотришь - смешно, посмотрел - грустно.
И достигается этот эффект в Московском театре русской драмы без новомодного модернизма, когда форма становится доминантной на сцене.
Спекталь поставлен без спецэффектов, но с мастерски выверенной игрой света и цвета на подмостках.
Красно-черно-белая гамма по-японски вывереных и графичных декораций, словно пульсирующий нерв, филигранно задает настрой и энергетику спектакля.

Русские актеры Щепенко и Аверин играют Японию под стать декорациям - лаконично, но по-русски размашисто и эмоционально.
И чем дальше от начала, тем плотнее становится игра актеров, а каждая встреча персонажей все больше напоминает смешной и мастерски прописанный скетч.
Герои то сражаются в духе японских единоборств, то, надев кимоно, разыгрывают придуманные драматургом реплики.
Спектакль, начавшийся как комедия положений со смеха зрителей над непреклонно-туповатым цензором, в финале оборачивается драмой.
Драмой, в которой цензор становится персонажем достойным сочувствия и глубочайшего уважения.

Дмитрий Щепенко играет психологический гротеск, по нарастающей, постепенно наделяя цензора новыми чертами.
В начале спектакля перед нами непреклонный моралист, что не любит театр, не понимает юмор и не улыбается.
По мере общения с драматургом, Щепенко находит в образе Цубаки новые краски: в глазах появляется мысль, пробивается смех, - цензор отыскал в глубине души вдохновение.
Щепенко рассказывает зрителю о похождениях раненого найденыша-ворона Мусаси, что тюкнул в лоб супругу героя, а затем вернулся с выводком воронят, с каменным лицом, на котором не дрогнет ни мускул.
Так вот этот самый Щепенко, заболев театром, оказывается талантливейшим и интересным человеком.

В противовес цензору герой Аркадия Аверина выглядит в начале пьесы свободолюбивым и независимым творцом.
Но пока Сакисаки то хитростью, то лестью, то обаянием, то подкупом пытается уломать деспотичного цензора, зрителю становится видна приспособленческая натура драматурга.
Устои Великой Японии и честь императора, столь ревностно отстаиваемые Цубаки, для драматурга, не совсем пустой звук, но повод для шуток.
Впрочем, что цензор, что драматург всего лишь "винтики" в механизме государства.
Разница в том, что "винтик" порою имеет собственное мнение и несет ответственность за свои поступки.

"Академия смеха" это спектакль про людей.
Про двух человек в неспокойной Японии (или России?), что ищут взаимопонимания.
И находят.
Спектакль, сыгранный двумя актерами, которые ничего не изобретают, - проживают кусочек японской жизни.
И в этой простоте - высокий профессионализм Дмитрия Щепенко и Аркадия Аверина.

"Академия смеха" Коки Митано - остроумный парадокс, шкатулка с секретом, которая открывается не сразу.
И прочитав в анонсе спектакля сюжет о борьбе художника с цензором, - не спешите.
Мрачный цензор Сакисаки засмеется на протяжении семи дней 83 раза.
Вместе со зрительным залом я улыбалась и смеялась почти весь спектакль.
А, как известно, в смехе, как и в споре, рождается истина.

Большое спасибо

Моя рецензия на «Афише»

Оставайтесь на связи:



Community Info