
За окном снег и пронизывающий ветер, осенняя Москва. Зал и занавес, и вот ты уже в жаркой древней Греции. Голоса хора уже уносят тебя в легенду, где ты сможешь стать свидетелем античной драмы.
Фивы. В городе бушует эпидемия чумы. На троне царь Эдип – властный и сильный правитель, взошел на престол, женившись на Иокасте после смерти ее супруга царя Лая. Народ, не надеясь на помощь царя, «гордыней поражен тиран», обращается с молитвами к богам, а вечным «что делать?» к оракулам. Предсказание гласит: прогоните убийцу Лая и хворь уйдет из Фив. О пророчестве старейшины города докладывают (поют) царю и начинается античный детектив. Кто виноват, кто же убийца? Узнав о том, как умер царь Лай, Эдип понимает, что он виновник его смерти. Убитый горем, он бросается в объятия своей жены Иокасты. В надежде, что в выводах ошибся он, Эдип посылает за единственным свидетелем смертельной драмы Лая - слугой-пастухом. Но тут приходят вести о смерти отца Эдипа – царя Полиба. Царь Эдип, хоть и огорчен кончиной отца, но наконец может вздохнуть свободно, предначертанное жрецом «убьешь отца и женишься на матери» не сбылось. Веретено судьбу уж не повернуть вспять. Вестник, который должен был вернуть спокойствие царю, ввергает его в пучину ужаса и боли. Стремление Эдипа узнать свое происхождение, несмотря на предостережения жены, приводит к действительно трагедии. Правда – это больно. Как страшный сон приходит осознание, что пророчество сбылось: царь Лай – его настоящий отец, Эдип убийца, а любимая жена, мать его детей – его мать. Не пережив позора кончает свою жизнь Иокаста. От бессилия и гнева Эдип ослепляет себя. Чтобы прозреть нужно ослепнуть.
Театр имени Вахтангова удивил. После спектакля ты не сразу вернешься обратно в реальность, а снова и снова стараешься осмыслить увиденное. Режиссерская работа и яркая игра актеров – вот тот ключ к действительно прекрасной постановке.
- Мы должны воскрешать мертвых из забвения, тех людей которых играем. Они где-то там и, если позвать их плохо, они не придут, они не поднимутся, они не улыбнутся нам, – Виктор Добронравов о наставлении актерам театра от Римаса Туминаса на репетиции.
Такой разный Эдип, то царь, то муж, в исполнении Виктора Добронравова, и двуликая Иокаста (Людмила Максакова) - жена-мать. Удивительно, что при минимуме телодвижений можно столько эмоций передать одним лишь своим видом. Хор старейшин, который является тем мостиком, проводником между этим миром и древностью, в котором выступили артисты Афинского национального театра Греции. На сцене же лишь огромная труба, рог судьбы, каток времени и судеб, жизнь которая закатывает, не щадит никого, но именно этот объект становится движущей силой всего спектакля. «Царь Эдип» - воплощение трагедии о совести и власти.
Я же присоединяюсь к поздравлениям театра с 95 летием и новой премьерой. Творческих успехов, новых спектаклей.
Текст: Анна Сухарева


































Community Info