Именно Вера Ивановна Фирсанова была последней и настоящей хозяйкой Сандуновских бань, именно ей Сандуны обязаны своей славой, именно она сделала баню центром культурного общения. Подробнее о В.И. Фирсановой.
История же знаменитых московских бань началась значительно раньше и связана с именами Силы Сандунова и Елизаветы Урановой - талантливых актеров придворного театра императрицы Екатерины II. Обвенчав влюбленных, государыня пожаловала им в подарок бриллианты, на которые Сандунов купил участок земли в районе реки Неглинной в Москве и к 1808 году построил там бани. Через некоторое время брак распался, а бани после войны 1812 года перешли в собственность Елизаветы Урановой, хотя и сохранили свое первоначальное название.
1. Впоследствии бани не раз меняли хозяев. В 1869 году их приобрел И.Г. Фирсанов, а затем сдал в аренду за 25 тысяч рублей в год П. Бирюкову, выбившемуся в купцы из простых банщиков. В 1890 году Сандуны перешли по наследству Вере Фирсановой, а её муж, А.Н. Ганецкий, подал идею построить на месте старых бань такие, каких ещё не было в Москве. В надежде оставить далеко позади себя конкурентов, Ганецкий отправился в деловую поездку. Он побывал во многих странах, имевших давние банные традиции, изучал не только архитектуру банных комплексов, но и их техническое устройство.
2. По приезде в Москву Ганецкий пригласил для работы одного из лучших венских архитекторов того времени - Бориса Фрейденберга. Однако вздорный нрав заказчика вынудил Фрейденберга бросить проект на полпути и покинуть Москву. Бани были достроены архитектором С.М. Калугиным (при участии В.И. Чагина) и открыты публике 14 февраля 1896 года.
3. Новые Сандуны удивили московскую публику причудливой архитектурой: эклектичные фасады трехэтажного дворца были выполнены с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма. Корпус по красной линии Неглинной был жилым: на верхних этажах размещались дорогие пятикомнатные квартиры, а нижние этажи были отданы под роскошные магазины.
4. Вера Ивановна в 1898 году перевела по дарственной недвижимость Сандунов на Ганецкого. Однако вскоре Фирсанова обнаружила, что Ганецкий ведет себя нечестно: без ее разрешения расходует очень большие средства, что-то закладывает. Как писал Гиляровский, "пользуясь постройкой бань... в какие-нибудь несколько месяцев обменял на банковские чеки, подписанные его женой, свои прежние долговые обязательства, которые исчезли в огне малахитового камина". В итоге Вера Ивановна мужа выгнала, выкупила бани, а также Пассаж, и вернулась к девичьей фамилии.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. Сандуновский комплекс включал восемь строений, девятое - гараж для автомобилей клиентов, появилось лишь в 1910 году. Один корпус был доходным домом, остальные семь зданий относились к хозяйству бань.
15. В одном здании помещались простонародные мужские и женские бани за пятак, подороже 20-копеечные бани, дорогие мужские бани по 50 копеек (рассчитанные на 100 человек). В другом здании располагались дорогие "нумерные" бани, где каждый из 24 "нумеров" представлял собой отдельный трехкомнатный блок с собственной парной, ванной и душем, цена за которые доходила до 5 рублей. Невесты из богатых семей ходили сюда перед свадебной церемонией, и их поливали "на счастье" из серебряных шаек. В Сандунах имелись два бассейна - один к 50-копеечным, другой к простонародным баням.
16.
17.
18.
19.
20. Ещё в трех домах размещались технические службы: собственная электростанция, водораспределитель на новейшем оборудовании, кладовые и ремонтные мастерские.
21. Новые Сандуны произвели революцию в банном деле - инженерные системы не имели аналогов в Москве. Здесь нашли применение практически все технические новшества того времени. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы, от Бабьегородской плотины, и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29. В здании с трубой сейчас размещается администрация.
30. Несмотря на большие затраты, бани стали чрезвычайно прибыльным бизнесом, примерно 60% шло от банного заведения, а 40% от сдачи торговых площадей и квартир в трехэтажном доме с фасадом по Неглинному проезду. Вся недвижимость была застрахована в Первом российском страховом обществе на 1 млн. 215 тысяч руб.
31. В 1945-1946 годах интерьеры здания были восстановлены архитектором В. И. Чагиным. Доходный дом Фирсановой сейчас занимает подразделение банка ВТБ. Остальные строения банного квартала используются по прежнему назначению.
Петровский пассаж Веры Фирсановой
Интерьеры Сандуновских бань
Community Info