Очень интересную экскурсию провела нам директор музея Татьяна Сарычева.
А поведала она нам много.

Храм Покрова Богородицы на Рву, а именно это его официальное название, был выстроен в 1555-1561 г. по велению царя Ивана Васильевича Грозного в честь покорения Казанского царства. В процессе реставрации интерьера его центральной церкви в середине XX века была открыта из-под поздних красочных слоев храмозданная «летопись» эпохи строительства собора. Из ее текста стало известно, что «совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 (1561) месяца июня 29 (12 июля) на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла...».
Всем известно, что строили храм Постник и Барма, но версия эта устарела, строил его на самом деле итальянский архитектор, уж очень много там приемов, не характерных для русского зодчества, но применяемых в западноевропейском. А легенда об ослеплении мастера, к счастью, - легенда.
Удивительно то, что это не один храм, а 9 самостоятельных церквей, в каждой из которых был свой причт и свои прихожане. И теперь здесь проводятся службы по воскресениям и праздникам Покрова и в день св.Петра и Павла, когда строительство храма было закончено.
Первоначально храм был симметричный, но в 1588 г. над захоронением Василия Блаженного была построена церковь, потом пристроены крыльца и колокольня, а открытую галерею застеклили – климат у нас не подходящий для открытых галерей)

Церковь Василия Блаженного

Рака над захоронением Василия Блаженного (в раке мощей нет, они лежат под спудом – под полом церкви)


В подклете (первом ярусе) – музейные экспозиции, здесь (в отличие от церквей 2 яруса, которые не отапливаются) более менее тепло.
Макет собора

Хоругви сделаны специально для Храма Василия Блаженного в начале 20 в. Во времена изъятия церковных ценностей, эти хоругви замазали и спрятали в церковный мусор, благодаря чему они и сохранились.
Хоругви двухсторонние и поставлены так, чтобы в зеркале можно было видеть оборотную сторону.



Отверстия в толстенных стенах не что иное, как вентиляция.

Здесь были такие ниши, в которых, как в банковских ячейках можно было хранить дорогие вещи.

Икона Василия Блаженного и оклад этой иконы созданы с разницей в 100 лет - интересно разное изображение Храма Василия Блаженного.


Детали украшений центрального шатра и изразцы.



Экспозиция посвящена московским блаженным - Василию и Иоанну. Василий Блаженный изображается нагим, т.к. был нагоходцем и ходил без одежды в любую погоду.

Иоанн Блаженный был веригоносцем, этот подвиг более скрытый, под одеждой носил вериги. Перед смертью попросил, чтобы его похоронили рядом с Василием Блаженным.

Первое изображение Василия Блаженного – покров на раку.

Винтовая лестница на 2-й этаж с очень высокими ступенями

Покровская церковь - центральная. Под шатром закладная надпись, по которой и определили точное время постройки собора



О росписи стен: в 16 в. церковь расписали под кирпич, в 17-м появились фрески с цветочным орнаментом, и, наконец, в 19 в. написали цветочные орнаменты маслом. Сейчас здесь можно видеть росписи всех веков.










Я не описала и десятой доли того, что можно увидеть в соборе. Лучше прийти сюда самому, чтобы вдоволь насладиться русской стариной. И лучше в теплое время, и на галерею летом пустят, и не замерзнете в нетопленных помещениях, а уйти быстро не получится)
С тем, что 2-й этаж не отапливается, связано и то, что график работы музея меняется 4 раза в год – лучше смотреть на сайте. Еще часто ограничивается доступ в музей из-за перекрытия Красной площади - около 60 раз в году.
Кроме экскурсий тут проводятся еще музейные занятия, на которых дети, например, строят модель Покровского собора 1:50. Я бы тоже, с удовольствием, поучаствовала)


Огромное спасибо Москультуре за возможность еще раз побывать здесь.
Community Info