Твин (_twin_) wrote in ilovemoscow,
Твин
_twin_
ilovemoscow

Categories:

Мастерская офорта: уголок утонченного средневековья в центре Москвы

Со страшной силой я люблю и уважаю всех, кто умеет делать красоту своими руками, сама то я ими только ломать умею. И потому не пропускаю ни одной возможности хотя бы посмотреть, а лучше и потрогать технологии изготовления чего-нибудь эдакого. И чем они экзотичней, сложней и древней — тем лучше. В этом плане офортная мастерская — просто идеальное место. Ведь офортный станок не изменился за несколько веков и можно смело представлять, что когда-то вот так же Франсиско Гойя полировал и травил медные пластины, а потом прокручивал колесо пресса, чтобы получить отпечаток на мокрой, пористой бумаге



Я постараюсь рассказать по-порядку, как запомнила и увидела

Из Википедии:
Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.





Первые датированные оттиски со стальных травлёных досок относятся к 1501—1507 годам.
Технологии офорта с тех пор почти не поменялись. Сначала делается картина-эскиз. Тут нет строгих требований, каждый художник делает эскиз в той манере, в которой ему удобно работать. Например, вот тут рядом лежат эскиз, прорисованный кистью и офорт по нему



Далее нам понадобится медная пластинка (возможны и другие варианты, но в мастерской где мы были работают в основном с медью и исторически начиналось все тоже с меди). Пластина полируется. Либо вручную, либо на заводе, либо шлиф-машиной, кто как может. Если нужен чистый белый фон и очень тонкая проработка деталей — то шлифовать надо до состояния зеркала. Но у нас более простой вариант



Пластину подогревают и покрывают слоем специального кислотоупорного лака, а потом чуть подкапчивают.

Анна, мастер офорта, рассказывает нам про офорт и помахивает тампоном для нанесения смолы



Потом берутся офортные иглы — они могут быть разной толщины и формы острия, а могут быть даже чем-то типа грабель, для проведения параллельных штрихов



Этими иглами надо процарапать весь рисунок. Каждую черточку, каждый штришок. Как говорит Анна, приходить в офорт можно только если есть хороший навык рисунка. Учиться рисовать на медной пластине невозможно — это надо уже уметь



Срисовывают при помощи зеркала, так как при печати будет еще одно отражение





Потом доску отправляют в кислоту, ту самую, азотную. Там где лак снят, кислота проест в металле борозды — это и будут углубления под краску. Такой тип печати называется «глубокая» печать. Травление можно проводить на одной доске несколько раз, тогда разные штрихи будут разной глубины.



А можно для одного офорта сделать несколько досок и печатать их разными цветами, как сделали вот для этой картины





По окончании травления, доска промывается водой, а лак счищается при помощи скипидара или спирта.
Процесс этот весьма длинный, местами не очень полезный для здоровья и требующий вытяжки. И до этого момента мы больше слушали и смотрели на готовые образцы.

А вот дальше ... дальше кульминация процесса. Сейчас мы выберем несколько досок, которые нам готова предоставить студия и будем их печатать.

Выбрали?



Подготовили к работе



Надели перчатки



Достали краску, которой будем печатать — краски специальные, офортные. И ... говорят подойдет карточка любого банка, не только зеленого



Втираем тщательно





Убираем излишки краски



Вот эта пластина готова к печати. В раковине ее ждет лист бумаги. Бумага тоже специальная, офортная. Ее надо вымочить



Накрываем бумагой, холстом



И к станку! Крутить равномерно и не спеша



Готов олень



Если нужно сделать еще оленя - то снова надо втирать в него краску, очищать и прокатывать на станке



Линии получаются тончайшие, детализация потрясающая



Среди нас нашелся один человек, умеющий рисовать — ей удалось нацарапать рыбку



Ну а мастера, могут, например, вот так



Смотрите какая забавная деталь



Есть несколько разновидностей офорта, например, мягкий лак (или срывной лак), прием, изобретенный, возможно, в XVII в. и технически достаточно простой. К обычному офортному грунту добавляют сало, из-за чего он становится мягким и легко отделяется. Доска покрывается крупнозернистой бумагой, на которой рисуют твердым тупым карандашом, пользуясь разными нажимами. Проведенные линии продавливают бумагу и прилипают к лаку. Когда же бумага снимается, с нею удаляются и частички лака. После травления получается сочный зернистый штрих, напоминающий карандашный рисунок.

Более сложной технологией и очень эффектной в сочетании с другими техниками является акватинта, которой добивались эффекта мягких полутонов, сходного с акварельным рисунком. Для акватинты на доске сначала слегка травится контурный рисунок, перенесенный с кальки накалываниями, потом на новом грунте те места, которые в отпечатке должны быть темными, отмываются раствором и покрываются асфальтовым или канифольным порошком. Порошок при подогреве доски плавится, и поверхность становится шероховатой, зернистой. Светлые места закрываются от кислоты лаком. Акватинтой часто пользовались в сочетании с офортом или с резцовой гравюрой, а иногда в соединении с цветным печатанием — так делал Франсиско Гойя.

Ну а я себе накатала северную картинку неизвестного автора. Когда смотрю на нее думаю, что очень хочется доехать в этом году до Ладоги



И спасибо mosblog за приглашение, когда бы я еще посмотрела на настоящую офортную мастерскую!
Tags: культура, места
Subscribe

promo ilovemoscow august 10, 2013 21:59 116
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments