«День Победы – это великий праздник, знаменующий общий подвиг нашего народа. Сегодня мы благодарим ветеранов-метрополитеновцев за подаренное нам мирное небо над головой и чтим память героев, которые так и не вернулись с фронтов этой страшной войны», – сказал начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот же день по распоряжению Наркомата путей сообщения началась мобилизация, треть работников метрополитена сразу ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение. Многие из них, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армию, уходили добровольцами.
С первых же дней войны на площадках вагоноремонтных и механических мастерских были организованы работы для нужд фронта. В электродепо «Сокол» был налажен выпуск военной продукции: здесь делали корпуса мин, снарядов и гранат, а в механических мастерских ремонтировали танки.
22 июля 1941 года в Москве впервые прозвучал сигнал воздушной тревоги. Во время налётов вражеской авиации станции и тоннели метро превращались в убежища для москвичей. При объявлении сигнала «воздушная тревога» происходила немедленная остановка движения поездов и население размещалось под землей. В ночное время вне зависимости от налетов люди могли проходить в метро на ночевку до пяти часов утра. Женщины с детьми размещались на ночлег в вагонах, стоящих у платформ. Остальные ночевали в тоннелях.
На всех станциях были установлены откидные металлические мосты для спуска с платформы в тоннель, оборудованы фонтанчики с питьевой водой и туалеты, завезены леревянные топчаны и детские кроватки. Для укрытия горожан использовались как действующие, так и недостроенные станции. Под землёй можно было получить медицинскую помощь, за время воздушных тревог в Московском метрополитене родилось более двухсот новых жителей столицы.
На некоторых станциях метро разместились военные и государственные учреждения. Уже на второй день войны станция «Кировская» была закрыта для пассажиров и переоборудована под командный пункт Генштаба. На станции «Красные ворота» создан командный пункт Наркомата путей сообщения.
15 октября 1941 года был получен приказ закрыть метрополитен. Его планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование — эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена и минирование объектов, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, а в электродепо «Сокол» готовились к эвакуации вагоны. Утром 16 октября впервые с начала эксплуатации метро не было открыто. Это решение было признано ошибочным и движение поездов возобновилось.
Фото: https://pastvu.com
Фото: https://pastvu.com
Метрополитеновцы трудились на строительстве оборонительных рубежей столицы, собирали деньги для нужд фронта, на эти средства были построены три танка и бронепоезд «Московский метрополитен», принявший участие в боях на Курской дуге. Сталин отправил телеграмму: «Прошу передать работникам Московского метрополитена, собравшим 706 тысяч рублей на строительство бронепоезда, благодарность Красной Армии». За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны и надёжное укрытие населения во время бомбежек в 1947 году Московский метрополитен был награждён орденом Ленина.
В декабре 1941 года возобновилось прерванное строительство новых линий метрополитена. В январе 1943 года был введён в эксплуатацию участок от «Площади Свердлова» до «Завода имени Сталина», а спустя год от Курского вокзала до Измайловского парка. В дни войны были построены станции «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская», «Семёновская», «Бауманская», «Электрозаводская» и «Партизанская».
Community Info