Фантазия на тему по одноимённому роману Брэма Стокера
Постановка и сценография - Валерий Белякович
Звуковое оформление - Михаил Коротков
Художник по свету - Вячеслав Климов
Художник по костюмам - Ирина Бочоришвили
Вообще-то и слово "вампир", и сам образ вампира в нашем представлении в последние годы настолько огламурились, что рассуждать о них серьезно как-то неловко. Вампиры притягательны для человечества не более и не менее, чем поп-звезды; можно, конечно, и в этом разрезе задуматься о темной стороне человеческой души, но как-то мелковата получится эта темная сторона.
Может быть, поэтому вампиров из юго-западного "Дракулы" совершенно не тянет называть вампирами. Слово "носферату" подходит им больше, сохраняя изначальную зловещесть.
Почему людей так тянет на темную сторону - куда менее привлекательную, куда более страшную, чем кажется со стороны? За что ты готов предать и продать собственное "я"? Деньги? Власть? Невероятная харизма? Сексуальная привлекательность? Острые ощущения?
А их ведь действительно много среди нас - и им вовсе не обязательно пить кровь по-настоящему, чтобы быть теми, кто они есть...
.... но, впрочем, песня не о том, а о любви.
В сюжете спектакля сплетаются две линии: Лондон и лондонцы (условный девятнадцатый век) и история Дракулы. Первая - гротескна, иронична и почти пародийна, вторая - серьёзна и трагична. Нас точно подталкивают к выводу о том, как измельчал род человеческий, да и трудно не сделать этот вывод, глядя, как лондонцы - глуповатые, жадные до наживы и развлечений - моментально теряются и становятся какими-то ненастоящими, стоит в их общество войти Владу Цепешу - довольно невзрачному и некомильфотному на их фоне... но это только первый миг, а уже во второй он безнадёжно затмевает их всех своей сокрушительной харизмой.
Только вот Вильгельмина тоже часть этого общества - вселилась в неё душа Елизаветы, покончившей с собой жены Влада Дракулы, или всё-таки не вселилась, не очень ясно, да и не так уж важно - важно то, что именно в ней эти две линии сходятся и приводят нас к закономерному финалу.
Открытому?
Счастливому?
"Никто по-настоящему не мертв, когда его хоть кто-то любит".
При всей своей беспощадности к жадному до власти и прочих бонусов роду человеческому, "Дракула" содержит в себе мощнейший заряд света и надежды. Обратный путь с темной стороны есть, и путь этот лежит через любовь. И покаяние, и прощение возможны - но только через любовь. Любовь и самопожертвование спасают души от самой страшной тьмы.
... да, всё-таки счастливому.
Каюсь в том, что пропустила мимо ушей весь финальный монолог, потому что не могла оторвать ни взгляда, ни малейшей крупицы внимания от Алексея Матошина и Карины Дымонт. Между ними творилась какая-то невероятная магия, и жертвовать ею ради выводов, которые могу сделать самостоятельно, не хотелось. Важна была не мораль, которую можно было бы извлечь из этой истории - важно было то, что происходило между двоими, которые наконец обрели друг друга навсегда и только-только начали это осознавать, которые должны были быть навеки прокляты - и обрели свет; между тем, кто весь спектакль был источником вековой тьмы, страдал от этого и не верил в прощение (в том числе и потому, что сам не собирался никого прощать - собственно, на ненависть ко всему живому у него были довольно веские причины) - и вдруг увидел свет, который его принял и вернул ему всё то, что он любил и потерял - и той, которая пожертвовала собой, спасая его - и в итоге спасла их обоих.
Смерть - освобождение.

Даже если бы единственным сильным моментом спектакля была его финальная сцена - я бы всё равно назвала его обязательным к просмотру.
Однако спектакль-то хорош целиком.
"Дракулу" я смело могла бы внести в список идеальных спектаклей, которые мне хотелось бы показать тринадцатилетней себе. Он невероятно красив (изумительная работа со светом), очень стилен (зеркала, черно-белые костюмы), остроумен и при кажущейся развлекательности крайне глубок. Не зря высчитывала состав, чтобы увидеть в роли Дракулы именно Алексея Матошина - после него ни один из киношных вампиров не может показаться настоящим в принципе; совершенно фантастическая пластика, мягкие "кошачьи" движения, молниеносные перемещения по сцене - и ты уже веришь, что перед тобой и впрямь не совсем человек, который при необходимости может и в летучую мышь перекинуться, и туманом просочиться в любую щель, если ему это потребуется... Просто потому что человек так двигаться не может.
Невероятно.

Конечно, Матошин затмевает всех - Дракуле положено.
Но как не упомянуть замечательного Андрея Санникова в роли Рэнфилда - вот он, человек, пожелавший присоединиться к носферату, "продавшийся", как он сам себя характеризует - и оказавшийся слишком слаб для хлынувшей внутрь тьмы, корёжащей его, терзающей, превращающей в отвратительного упыря - который всё-таки борется за то, чтобы оставаться человеком, и кается, кается... и слишком боится повелителя-Дракулу для того, чтобы в своём покаянии быть совершенно искренним...

Или Елену Шестовскую - Люси - которую тянет во тьму чуть ли не от скуки и пресыщенности, которая не внемлет предупреждениям о том, что будет проклята - вряд ли понимая вообще, что означает это слово - и которую спасает в итоге тоже любовь, пусть не жизнь, но душу её спасает...
Или чудесного Михаила Беляковича - Джонатана - невозможно поверить, что тот же самый человек несколько дней назад был жутким Боренькой-мордоворотом; симпатичный, нелепый, гомерически смешной персонаж - трусоватый, жадный, хвастливый - но, кажется, действительно добрый и действительно любящий свою Мину...
Или Дениса Нагретдинова - Морриса - тугодума, постоянно задающего дурацкие вопросы в искреннем желании понять ("а почему в сердце только один осиновый кол?"), или Евгения Бакалова - доктора Сьюарда - так впечатлённого историями о вампирах, что периодически ищущего у себя во рту клыки, или Фарида Тагиева - Артура, жениха Люси, любящего и теряющего её...
Или Олега Леушина - профессора ван Хельсинга - и рассказчика, приковывающего наше внимание к этой истории, которая всего лишь легенда - или не легенда вовсе...

Или Карину Дымонт, которая была просто идеальна в роли Вильгельмины - или Елизаветы - той, которую действительно стоило ждать, искать, страдать по ней все эти сотни лет.

Отличный спектакль. Сходите. И не пугайтесь толп подростков. Окружавшие меня дети так и просидели оба действия с разинутыми ртами.
Да и я тоже, что греха таить.
Огромное спасибо Московскому театру на Юго-Западе и сообществу
moscultura в лице куратора блогпохода
pamsik за приглашение!
Фото с сайта театра.
Театр в соцсетях:
https://www.facebook.com/page.teatr.uz/
https://vk.com/teatr_na_uz
https://www.instagram.com/teatr_uz_adm/
https://www.youtube.com/user/ugozapadny
Постановка и сценография - Валерий Белякович
Звуковое оформление - Михаил Коротков
Художник по свету - Вячеслав Климов
Художник по костюмам - Ирина Бочоришвили
Вообще-то и слово "вампир", и сам образ вампира в нашем представлении в последние годы настолько огламурились, что рассуждать о них серьезно как-то неловко. Вампиры притягательны для человечества не более и не менее, чем поп-звезды; можно, конечно, и в этом разрезе задуматься о темной стороне человеческой души, но как-то мелковата получится эта темная сторона.
Может быть, поэтому вампиров из юго-западного "Дракулы" совершенно не тянет называть вампирами. Слово "носферату" подходит им больше, сохраняя изначальную зловещесть.
Почему людей так тянет на темную сторону - куда менее привлекательную, куда более страшную, чем кажется со стороны? За что ты готов предать и продать собственное "я"? Деньги? Власть? Невероятная харизма? Сексуальная привлекательность? Острые ощущения?
А их ведь действительно много среди нас - и им вовсе не обязательно пить кровь по-настоящему, чтобы быть теми, кто они есть...
.... но, впрочем, песня не о том, а о любви.
В сюжете спектакля сплетаются две линии: Лондон и лондонцы (условный девятнадцатый век) и история Дракулы. Первая - гротескна, иронична и почти пародийна, вторая - серьёзна и трагична. Нас точно подталкивают к выводу о том, как измельчал род человеческий, да и трудно не сделать этот вывод, глядя, как лондонцы - глуповатые, жадные до наживы и развлечений - моментально теряются и становятся какими-то ненастоящими, стоит в их общество войти Владу Цепешу - довольно невзрачному и некомильфотному на их фоне... но это только первый миг, а уже во второй он безнадёжно затмевает их всех своей сокрушительной харизмой.
Только вот Вильгельмина тоже часть этого общества - вселилась в неё душа Елизаветы, покончившей с собой жены Влада Дракулы, или всё-таки не вселилась, не очень ясно, да и не так уж важно - важно то, что именно в ней эти две линии сходятся и приводят нас к закономерному финалу.
Открытому?
Счастливому?
"Никто по-настоящему не мертв, когда его хоть кто-то любит".
При всей своей беспощадности к жадному до власти и прочих бонусов роду человеческому, "Дракула" содержит в себе мощнейший заряд света и надежды. Обратный путь с темной стороны есть, и путь этот лежит через любовь. И покаяние, и прощение возможны - но только через любовь. Любовь и самопожертвование спасают души от самой страшной тьмы.
... да, всё-таки счастливому.
Каюсь в том, что пропустила мимо ушей весь финальный монолог, потому что не могла оторвать ни взгляда, ни малейшей крупицы внимания от Алексея Матошина и Карины Дымонт. Между ними творилась какая-то невероятная магия, и жертвовать ею ради выводов, которые могу сделать самостоятельно, не хотелось. Важна была не мораль, которую можно было бы извлечь из этой истории - важно было то, что происходило между двоими, которые наконец обрели друг друга навсегда и только-только начали это осознавать, которые должны были быть навеки прокляты - и обрели свет; между тем, кто весь спектакль был источником вековой тьмы, страдал от этого и не верил в прощение (в том числе и потому, что сам не собирался никого прощать - собственно, на ненависть ко всему живому у него были довольно веские причины) - и вдруг увидел свет, который его принял и вернул ему всё то, что он любил и потерял - и той, которая пожертвовала собой, спасая его - и в итоге спасла их обоих.
Смерть - освобождение.
Даже если бы единственным сильным моментом спектакля была его финальная сцена - я бы всё равно назвала его обязательным к просмотру.
Однако спектакль-то хорош целиком.
"Дракулу" я смело могла бы внести в список идеальных спектаклей, которые мне хотелось бы показать тринадцатилетней себе. Он невероятно красив (изумительная работа со светом), очень стилен (зеркала, черно-белые костюмы), остроумен и при кажущейся развлекательности крайне глубок. Не зря высчитывала состав, чтобы увидеть в роли Дракулы именно Алексея Матошина - после него ни один из киношных вампиров не может показаться настоящим в принципе; совершенно фантастическая пластика, мягкие "кошачьи" движения, молниеносные перемещения по сцене - и ты уже веришь, что перед тобой и впрямь не совсем человек, который при необходимости может и в летучую мышь перекинуться, и туманом просочиться в любую щель, если ему это потребуется... Просто потому что человек так двигаться не может.
Невероятно.
Конечно, Матошин затмевает всех - Дракуле положено.
Но как не упомянуть замечательного Андрея Санникова в роли Рэнфилда - вот он, человек, пожелавший присоединиться к носферату, "продавшийся", как он сам себя характеризует - и оказавшийся слишком слаб для хлынувшей внутрь тьмы, корёжащей его, терзающей, превращающей в отвратительного упыря - который всё-таки борется за то, чтобы оставаться человеком, и кается, кается... и слишком боится повелителя-Дракулу для того, чтобы в своём покаянии быть совершенно искренним...
Или Елену Шестовскую - Люси - которую тянет во тьму чуть ли не от скуки и пресыщенности, которая не внемлет предупреждениям о том, что будет проклята - вряд ли понимая вообще, что означает это слово - и которую спасает в итоге тоже любовь, пусть не жизнь, но душу её спасает...
Или чудесного Михаила Беляковича - Джонатана - невозможно поверить, что тот же самый человек несколько дней назад был жутким Боренькой-мордоворотом; симпатичный, нелепый, гомерически смешной персонаж - трусоватый, жадный, хвастливый - но, кажется, действительно добрый и действительно любящий свою Мину...
Или Дениса Нагретдинова - Морриса - тугодума, постоянно задающего дурацкие вопросы в искреннем желании понять ("а почему в сердце только один осиновый кол?"), или Евгения Бакалова - доктора Сьюарда - так впечатлённого историями о вампирах, что периодически ищущего у себя во рту клыки, или Фарида Тагиева - Артура, жениха Люси, любящего и теряющего её...
Или Олега Леушина - профессора ван Хельсинга - и рассказчика, приковывающего наше внимание к этой истории, которая всего лишь легенда - или не легенда вовсе...
Или Карину Дымонт, которая была просто идеальна в роли Вильгельмины - или Елизаветы - той, которую действительно стоило ждать, искать, страдать по ней все эти сотни лет.
Отличный спектакль. Сходите. И не пугайтесь толп подростков. Окружавшие меня дети так и просидели оба действия с разинутыми ртами.
Да и я тоже, что греха таить.
Огромное спасибо Московскому театру на Юго-Западе и сообществу

Фото с сайта театра.
Театр в соцсетях:
https://www.facebook.com/page.teatr.uz/
https://vk.com/teatr_na_uz
https://www.instagram.com/teatr_uz_adm/
https://www.youtube.com/user/ugozapadny
Community Info