lica_alica (lica_alica) wrote in ilovemoscow,
lica_alica
lica_alica
ilovemoscow

Categories:

Мосводоканал. Центр управления...

Так и хочется сказать – полетом. Да так и говорила нечаянно несколько раз, когда отвечала на вопрос, где была. Вряд ли вы сильно удивитесь этому, когда расскажу и покажу место, куда посторонних позвали в первый и, скорее всего, в последний раз. Вот он, Центр управления…



Грамотно это звучит так: Центральное диспетчерское управление Мосводоканала (МВК). В таком вот обновленном, современном виде он существует совсем недавно, и благодаря дню рождения Московского водопровода, которому 28 октября исполнилось 213 лет, у вас есть возможность увидеть его детали и узнать, как оно там все устроено на самом деле.

2.

3.


Во первых строках надо бы сказать вот что: Мосводоканал – крупнейшая водная компания России и один из знаменитых брендов столицы. Компания, задачи которой: обеспечить питьевой водой и надежным водоотведением почти 15 миллионов жителей Москвы. Представляете, какая ответственность?! И при этом девиз у нее – работать для города и быть незаметными. На самом деле, есть ли лучшая характеристика, когда все работает настолько хорошо, что в обычной жизни и не вспоминаешь, что кто-то эту беспроблемность обеспечивает круглосуточно.
4.


Предвижу усмешки и недовольство, мол, ничего себе незаметно. Проблем дома с водой выше крыши! А знаете, это и есть самое обидное, что слышат работники МВК, ведь то, что у вас дома, находится вне сферы их компетенции, они делают все, чтобы качественная питьевая вода доходила до дверей вашего подъезда и беспроблемно для вас использованной уходила от этих же дверей на очистные сооружения. Все, что внутри дома – зона ответственности ваших управляющих компаний, все претензии к ним.

Так вот, Мосводоканал производит, транспортирует и распределяет по всей городской сети качественную питьевую воду и одновременно собирает и очищает сточные воды, для чего поддерживает в рабочем состоянии свои инженерные сети. И как за всем уследить? А вот как: с помощью новейшего современного Центрального диспетчерского управления (ЦДУ), куда стекается вся информация о работе систем водоснабжения и водоотведения, куда выведены все контрольные точки по давлению, по наполнению и опорожнению регулируемых резервуаров, по состоянию канализационных коллекторов. Технические схемы, видеоконтроль в режиме реального времени - все сюда.
5.


Причем ЦДУ не только собирает информацию, но и задает режим работы всей системы. Отсюда идут команды на подачу воды, на контроль за распределительной сетью, за давлением в системе. Отсюда же осуществляется и оперативное управление за бригадами, находящимися на линии, контроль за плановой и аварийной работой. Вся информация теперь переведена в электронный вид.

Можно продолжать описывать это все умными грамотными словами про моделирование в режиме реального времени, про… Но я ведь не доклад пишу, я мне хочется нормальными словами это дело показать. Просто представьте: авария, хлещет фонтан воды с пятиэтажный дом, делать что в таких случаях? Перекрывать все немедленно и только потом разбираться – ведь так было всегда? Так вот теперь не слесарям метаться и методом тыка искать способы изоляции аварийного участка с минимальным ущербом для пользователей, теперь система сама, на основе электронного анализа определяет точки перекрытия и отключения оборудования. Она сама предлагает варианты где, в какой камере что закрыть. Можно сразу же распечатать на бумаге конкретное задание для бригады с адресами задвижек. Представляете, как эти возможности ускоряют работу и как в конечном итоге облегчают жизнь обычному жителю? И вот все это теперь здесь, на этой электронной стене и под первичным контролем всего четырех человек.

Сами заявки на устранение проблем тоже стекаются сюда, и работа по ним тоже выводится на экран сводной таблицей.
6.


Гляньте на самую нижнюю строчку, это тоже работа МВК.
7.


Не удивляйтесь, что на стене не только графики и схемы, но и телевизионный экран, здесь всегда включен канал Москва24, как один из источников оперативной информации. Да, бывает так, что именно здесь раньше всего появляется сообщение об аварии, за что «мобильным репортерам» стоит сказать отдельное спасибо.
8.


Слушала рассказывающего обо всем этом Андрея Викторовича Фомушкина, начальника ЦДУ Мосводоканала, и…
9.


Трудно избавиться от стереотипа «трубы, колодцы и сантехник с разводным ключом». Стереотипа, в котором разве что сам сантехник изменился в сторону приличного мужчины в униформе. На самом же деле – практически «киберначальник», который даже не даст переврать вводимые данные, перепроверяя их и соглашаясь с ними или отвергая. А вы говорите, сантехник… ) К слову, в рабочие Мосводоканала не так-то просто попасть, ведь даже если у вас есть образование и стаж где-то в другом месте, сначала придется три месяца отучиться именно здесь, чтобы соответствовать всем стандартам организации с таким известным именем.

Центральное диспетчерское управление МВК – не только зрелищный зал со стопроцентно информативной электронной стеной, это и иные возможности оперативного управления огромной системой.

Ситуационный центр – место, позволяющее руководителям видеть картину, которая происходит на месте ЧП или планового сложного ремонта, который требует контроля и быстрых решений. Плюс к этому залу есть еще и штабные автобусы, оборудованные видеокамерами, и на этом экране можно получить картинку всего, что происходит на месте работ. Прямой эфир в обе стороны.
Регулярно проводятся и тренировки: моделируются самые разные аварийные ситуации и отрабатывается их устранение. Организуется штаб, вырабатывается четкое понимание, кто за что отвечает, выявляются слабые места, разбираются ошибки. Сами себя они сравнивают с пожарными, и наверное, так и есть, раз служба держит себя в постоянном тонусе, как и другие службы оперативного реагирования.
10.


Аналитический центр – название говорит само за себя. Здесь у каждого своя задача:
- обработка данных о пришедших заявках, анализ сроков их исполнения;
- взаимодействие с порталом «Наш город», где у МВК свой личный кабинет и куда тоже стекаются заявки;
- координация со службой 112;
- контроль за своим автотранспортом, оборудованным системой ГЛОНАСС…
11.


Если вы дочитали аж до этого места, вам, пожалуй, будет интересно, по какой причине тот самый многоэтажный столб воды вдруг может рвануть посреди мегаполиса? Стандартных три:
- Как ни удивительно, но попытки воровства воды. Накрутить пожарный гидрант, накачать себе в бочку воды и из-за неопытности не суметь закрыть задвижку или вовсе свернуть ей голову – вуаля, авария! Самая известная из таких – шестиметровый зимний фонтан на Каширском шоссе, когда таджики пытались втихую залить каток. Залили…
- Строители. Те, что копают, не приглашая представителей МВК. Копнул экскаватором не там, где надо, и заполучи, город, еще один бьющий в небо фонтан.
- Увы, старость. Стареют не только живые существа, стареет и металл под землей. Иногда его гибель происходит раньше срока плановой замены, и трубы, что называется, рвутся.

Диспетчерская по снегосплаву. Еще немного времени, и заработают все 35 снегоплавильных пункта Москвы.
12.


Да-да, это тоже хозяйство Мосводоканала, ведь построена каждая такая точка на месте расположения крупных канализационных каналов или коллекторов, в которых в конечном итоге и плавится уличный снег за счет тепла канализационных стоков.
13.


Куда потом? Так на собственные же очистные с последующим циклом очистки до требований Роспотребнадзора и – кого бы вы думали? – Рыбнадзора!
14.


Дежурства в ЦДУ круглосуточные, а потому людям созданы все условия, помогающие в работе: своя мини-столовая, комната отдыха, душевая.
15.

16.


Вот только у начальников дежурных смен нет, у них готовность 24/365. СМС-оповещение выходных не имеет. Жены?) Привыкли, говорят.
17.


Кстати, Нового года у них тоже нет. Хотите знать самый сложный день, и даже час в году? И даже минуту, когда без контроля со стороны Мосводоканала апокалипсическая авария накрыла бы всю столицу разом? 31 декабря, 23 часа 50 минут – именно в это время одномоментно прекращается самый высокий водоразбор в году. Вот только что было самое большое водопотребление и – бац! – оно мгновенно останавливается, краны на миллионах кухонь закрываются, и давление в трубах готово разорвать их на клочки! Нет, все в порядке, празднуйте спокойно, слушайте президента, разливайте шампанское, все будет хорошо, пока Мосводоканал работает)

Большое спасибо за редкую возможность все это увидеть и узнать руководству «Мосводоканала», руководителю пресс-службы Александре Афиногеновой и ведущему специалисту пресс-службы Любови Кудрявцевой.


P.S. Зачем все это было надо мне, человеку, далекому от технической стороны жизни? Так я не первый раз с МВК, мне нравятся эти люди, мы с ними похожи в стремлении заразить остальных тем, что интересно, близко и важно нам самим. И потом, вода же!) Было, например, крайне любопытно узнать, что около 40% воды в нижнем течении Москва-реки – это та вода, что прошла через очистные сооружения Мосводоканала. Любопытно и полезно, в работе пригодится!))

Tags: городские новости, информационные технологии, места
Subscribe

promo ilovemoscow august 10, 2013 21:59 115
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments