Во-первых, сам Музей- со множеством интересных экспозиций, расположенный в усадьбе Талызиных-Устиновых XVIII-XIX веков. Совершенно незаметный,он располагается по соседству с монументальной Российской государственной библиотекой, через Староваганьковский переулок. А зайдешь во двор - тишина и спокойствие, как в прошлое попадаешь. Раньше здесь был Государев Аптекарский приказ,здание построено в 1670-х г. г.Приказ занимался заготовкой и хранением лекарств для царского двора, а также хранением съестных припасов: водки, вина, мёда, солений.
В XVIII в. с фасада палат были стёсаны все архитектурные детали и поверхность была гладко оштукатурена. Палаты вошли в комплекс городской усадьбы А. Ф. Талызина.
Все пропитано духом истории, истории древней, и совсем недавней. Архитектура это история в камне, она отражает не только декоративные веяния в искусстве каждого времени, но и быт людей, их общественный уклад жизни. Всё взаимосвязано. Поэтому в этом музее всегда интересно. Тут не просто схемы, планы, фото и картины зданий наблюдаем, а историю городов как России, так и других стран.
Во- вторых, люди-работники музея. Без них порой понять неискушенному и несведущему посетителю экспонаты порой непросто. Ну фронтон здания, ну Модель Большого Кремлевского Дворца, ну... Ну, да, любопытно, занимательно, ага,знакомая фамилия промелькнула..И только! А когда ты на экскурсии, то тайное становится явным и очень увлекательным.
В-третьих, выставки . Их всегда много и они занимательны и интересны.Последний раз( и в первый) я была тут в 2014 году(!). И тогда мне понравились именно выставки.
Поэтому, когда команда сообщества moskva_lublu пригласила в этот музей, то отказываться не стала, а с большим энтузиазмом пошла. Тем более срослись все три вышеперечисленные обстоятельства- отличный музей, интересная выставка и прекрасный экскурсовод-директор музея Елизавета Станиславовна Лихачёва.
В итоге получился невероятный взрыв эмоций-настолько интеллектуально яркая и эмоционально скрупулёзная получилась экскурсия.
Итак, знакомьтесь выставка "АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм революции"
Я не буду обстоятельно рассказывать о каждом экспонате выставки, хотя , конечно, покажу фото и немного объясню их. В своем посте-отзыве мне хочется сказать немного о другом. О роли личности. О том, что историю, культуру делают люди.
Именно их полет фантазии,мысли, их стремление не стоять на месте,а совершенствовать жизнь, порой идти не только в ногу со временем, а и опережать его, позволяют строить наш мир. А архитектура тому наглядный пример и доказательство.
К.Мельников, братья Веснины, И.Леонидов, Н. Ладовский, М. Гинзбург, Голосовы, В. Кринский и другие своей фантазией и гениальностью на пике всеобщего подъема на волнах Революции и научно-технического прогресса буквально фонтанировали идеями,порой фантастическими и утопическими. Но всё же..в то время молодая республика шла в ногу со временем, призывая строить для новой общности -советского народа. И тут не в идеологии дело. Авангардные решения 20-30х гг прошлого века отнюдь не прославляли новый строй, а стремились сделать города удобным для жизни и трудовой деятельности советских людей. Города менялись, менялась и архитектура. Появлялись новые строительные материалы-бетон, стекло-всё это использовалось(ведь удобнее и практичнее!). И, конечно, фантазия, художественные и конструктивные решения наших художников-архитекторов.
Все это мы узнали на экскурсии. Но экскурсия это всего лишь экскурсия, донесение информации..Но в нашем случае это был эмоциональный рассказ о жизни, порой непростой судьбе авангардистов, отсылы к мировой художественной истории ( а ведь без этого никак, все художественные стили взаимосвязаны), личностное отношение к описываемым событиям и деталям. На моём веку это второй экскурсовод, которым я восхищена беспредельно. (*первая была в Музее русского пейзажа в Плёсе, она научила нас смотреть пейзажи так, что мы становились участниками картины,как бы 5 Д, и, конечно, безмерная любовь к живописи присутствовала у неё*)
Елизавета Станиславовна Лихачёва поразила своими знаниями, эмоциональностью и неподдельным увлечением. Последнее передалось и нам, экскурсантам. Раскрыв рты, мы внимали, общались и радовались совпадению мнений по тому или другому вопросу истории. Конечно, с таким собеседником наша встреча затянулась, хотелось ещё и ещё...даже закрытие музея нас не остановило. Свет в 21-00 погас, а экскурсия продолжалась)
Пройдёмся и мы немного по залам выставки.
Знакомство с идеями художников -авангардистов
Это проекты Крутикова-межорбитальные города будущего. На спутниках-городах люди живут, на Земле-работают
Город Солнца-проект Леонидова включал рядовые города (в виде автономного жилого района - нечто среднее между городом и деревней) и систему поселений особого типа - центры культурно-общественной жизни. Главным из них универсальным общественным центром был Город Солнца (столица), остальные центры равномерно распределялись среди рядовых городов и представляли собой специализированные филиалы Города Солнца - общественные форумы. В каждом из них сосредоточивается та или иная область культуры, науки или искусства.
Это проект И.Леонидова института им Ленина на Воробьёвых горах.
Это проекты Жирова и Щусева по реконструкции Москвы. Замечаете, что сейчас многое взято из этих проектов.
А это проект по реконструкции Москвы Ладовского. Тут взято во внимание существование Розы ветров в Москве. Кстати, тоже из этого проекта идеи вынесены в настоящее время. Все вредные предприятия на юго-востоке, дабы Москву не загрязнять воздухом плохим.
Далее проекты и их реальные воплощения: заводы, общественные здания-редакции, институты, банки..
Места отдыха. Рабочий клуб, театры для рабочих как альтернатива посещения церкви в выходные дни..
Даже шахматы были на новый лад-без короля и королевы
Стадионы
Бани..
Менялся лик городов стремительно. Новый уклад жизни, быт, культура. Новые жилища для людей социалистической формации
И даже заводы должны отвечать требованиям нового времени-удобные строительные конструкции, комфорт для рабочих (паркет в цеху, фонтаны в зонах отдыха )
А на "закуску" мы посмотрели экспозицию «ЯКОВ ЧЕРНИХОВ. ОБРАЗЫ АРХИТЕКТУРЫ». К сожалению, она сегодня завершила свою работу. Но нам повезло.
Яков Чернихов (1889-1951) – архитектор, график и педагог, яркий представитель архитектурной футурологии России раннего советского периода. Свои лучшие графические композиции он объединил в три книги архитектурных фантазий, изданные в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на рубеже 1920-30- х годов. Уникальные по характеру и красоте, эти издания принесли ему мировую известность и определили репутацию Чернихова как блестящего композитора современной архитектуры.
Представлены были его работы, а также более тридцати архитектурных моделей и макетов, изготовленных Фондом им Я.Чернихова на основе его композиций.
Ну что сказать, вечер и даже ночь в архитектурном музее прошла незабываемо. И за это большая благодарность директору музея Елизавете Лихачёвой, пиар отделу Музея в лице Мухиной Марии и сообществу moskva_lublu.
А я, я подписалась на новости в соцсетях( Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и канал на YouTube) Музея архитектуры им А.В.Щусева и буду ждать новых встреч.
Community Info