spjasshka wrote in ilovemoscow

Categories:

Прогулка по Москве

Давайте будем честными: я ненавижу читать посты в стиле «Прогулка по Москве». Это ужасно скучно, потому что слабо представляешь себе, где носило автора, да и фотографии с монитора — это совсем не круговое восприятие, когда видишь и ощущаешь все пространство вокруг себя. Но когда друзья одолжили новый модный фотоаппарат, и совершенно необходимо его обкатать, а тут появилось свободное время — то что остается делать? Я не удержался)

00. Малая Бронная на углу с Патриаршими.

В этом выпуске будет немного окрестностей Никитской, Патриаршие, и, на десерт — Смоленский метромост и метрокороба к нему с обеих сторон. Так как большинство людей не являются отбитыми москвоведами, то под катом прикреплена карта перемещений: можно открыть ее и следить за перемещениями автора, чтобы было не так скучно смотреть фотки.

Начал прогулку я у Центрального дома архитектора. Он представляет из себя интереснейший конгломерат построек и пристроек разных времен: начавшись с особняка Леман, построенного в 1896 году в стиле историзма (а точнее, французской готики), он потом разрастался несколько раз вплоть до 1975 года.

01. Центральная часть, 1938-1941 гг. Архитекторы Буров, Власов, Мержанов.

Очень интересна центральная часть, построенная в самом конце довоенного периода сталинской эпохи. Звездная плеяда архитекторов того времени строила объект для себя — а ведь себе плохого не спроектируешь! Так что скромная на первый взгляд пристройка стала воплощением многих характерных «фишек» проектировавших ее архитекторов, да и принципов сталинской архитектуры в целом.

Кстати говоря, у постройки есть вполне себе четкий прототип: правда, не в кирпиче и плитке, а изображенный на фреске вцеркви Сан Франческо в Ареццо — рукой самого Пьетро Делла Франческо, между прочим.

02. А это уже новая часть, построенная в 1975 году

Третья по счету пристройка была спроектирована во второй половине 1970х годов — и тоже отражает в себе все модные веяния того времени. Это не новое строительство, а приспособление старого доходного дома XIX века: его обстроили и сделали новый фасад, лаконично подчеркивающий буровский главный вход. Примерно в это же время по сходному принципу «спрятался» за новой стекляшкой исторический Курский вокзал.

Вообще, дом архитектора — это история не на пару абзацев. Очень хорошим языком, подробно и обстоятельно она изложена на сайте ЦДА.

03. По пути к Патриаршим

А мы же отправляемся по Вспольному переулку на север, к Патриаршим. Хоть он и не благоустроен, как соседнее Садовое кольцо, ходить по нему намного приятнее — здесь прохладно и тихо. Вдалеке над исторической застройкой парит кастрюлька здания Росимущества.

04. ЖК "Патриарх". Перекресток Ермолаевской и Малого Патриаршего

Один перекресток сменяется другим; также сменяют друг друга ориентиры. И на место Росимущества выплывает ЖК «Патриарх». Скандально известный, он не оставляет никого равнодушным своей архитектурой: кто-то его любит, кто-то ненавидит, считая уродцем, недостойным центра Москвы.

Я же скажу, что это дом с подвохом. Несмотря на все свои невероятно антипатичные формы, способные вызвать возмущение любого обладателя хорошего вкуса, он отлично вписывается в окружающую застройку. Шпиль здания, то там, то сям проглядывающий сквозь листву, завершающий собой перспективы из важных видовых точек, соразмерен, грамотно поставлен и имеет правильный масштаб. Так что Ткаченко — не такой уж и бездарный дурак, не признать высокий профессионализм архитектора, делавшего это, сложно.

05. Курлык

В сквере, как всегда, уютно, зелено и тихо, несмотря на обилие народу в жаркий день. Плавают лебеди, люди свешивают свои ноги в воду, гуляют по дорожкам, одним словом — кипит уличная жизнь.

06. угол Малой Бронной и Козихинского переулка

Это мой любимый перекресток в том районе. Вообще, все перекрестки вокруг Патриарших обладают ярко выраженным характером: крошечные, обставленные яркими домами с большими окнами, они одновременно воплощают собой архетип традиционного московского сплетения переулков, и вместе с тем отличаются еще чем-то своим, только здесь присутствующим и нигде больше.

Я специально не убирал насыщенность в Лайтруме: день был настолько ярким, а фасад — настолько красным, что цвета там действительно такие.

07. Под зданием СЭВ

И как по мановению волшебной палочки нас переносит под здание СЭВ. Насколько приятным были окрестности Патриарших, настолько же омерзительно находиться на площади Свободной России, перекрестке Нового Арбата, Конюшковской и набережных Москвы-реки. Только кажется на фото, что очень красиво, на самом деле — это выхваченные из общего агрессивного окружения отдельные приятные пейзажи.

08. Вот сюда бомбили в 93.

Иконические здания выглядят очень неплохо, и даже складываются в интересную картинку, если оглядываться вокруг. Но они находятся слишком далеко, а на осязаемом расстоянии ничего нет, кроме рева огромного количества машин, асфальтового поля и палящего солнца.

09. Здание СЭВ, теперь - правительство Москвы

Здание, между прочим, было спроектировано Посохиным, Мдоянцем и Свирским — как и в случае с домом архитектора, далеко не последними персонами в сообществе зодчих.

10. За углом виден Новый Арбат

Чтобы перейти Новый Арбат, нужно спуститься в подземный переход. Однако, пройдя его, нас встречает совсем другая среда: да, пространства между домами также много, но оно заполнено деревьями, магазинами, местами отдыха у подъездов.

11. Под Метромостом

Пройдя вдоль набережной, мы оказываемся под Смоленским метромостом — первым метромостом в СССР. Движение по нему было открыто в 1937 году, тогда поезда пошли от Смоленской до Киевской. На мост был архитектурный конкурс: проекты были один помпезнее другого, ведь важно подчеркнуть значимость первого подобного сооружения!

Но в итоге выбрали самый скромный и лаконичный вариант, впрочем, не уступающий другим по монументальности. Время показало правоту жюри: мост не берет слишком много внимания на себя, являясь одним из равноправных элементов окружающего архитектурного пейзажа.

12. Вот такие вазы

Со всех сторон окружают мост самые разнообразные иконические здания Москвы: наверное, нигде больше в городе нет такого количества узнаваемых объектов. Сам мост же создает им скромное, но достойное сопровождение. Единственным украшающим его элементом являются четыре эллиптические вазы на устоях — вторящие соседнему Бородинскому мосту.

13. Короб портала тоннеля, подходящего к мосту со стороны Смоленской

Сразу после открытия мост был также и пешеходным: справа и слева от путей были обустроены широкие тротуары. Можно было идти и смотреть на проезжающие в паре метров от тебя поезда. К сожалению, когда-то проходы вдоль моста «затехничили», а о былой возможности перехода реки напоминают только затянутые колючей проволокой лестницы наверх.

Совсем не так были устроены и подходы к мосту: за смоленскую сторону не скажу, а вот со стороны Киевской никакого короба не было: поезда ездили открыто до самого портала тоннеля. Тем не менее, короб явно был построен в сталинское время, судя по декору — то есть, довольно скоро после открытия.

14. Крутой подъем улицы, и тоннель справа стремительно уходит под землю. В здании с башенкой авторства Жолтовского уже находится вестибюль станции - вот так близко!

Но самое интересное — это прогулка от реки, вдоль линии метро. Никакой фотографией не передать живописность этих мест, здесь нужно побывать и увидеть собственными глазами (как бы банально это ни звучало). Не каждая улица может похвастаться идущим вдоль нее коробом с путями метро: а в следующий раз, когда будете здесь ехать, просто вспомните, что там за стенкой!

15. На крыше тоннеля метро. К сожалению, дальше вход закрыт, а судя по всему, когда-то можно было подойти к самому краешку короба и смотреть сверху на проезжающие поезда.

Так как перейти прямо по метромосту невозможно, пришлось делать крюк через Бородинский мост. Следующее фото — оттуда, прямо из-под арки:

16.

Чуть-чуть пройдя вдоль «Дома нефтяников», на крыше которого в свое время даже стояли декоративные нефтяные вышки, мы вновь придем к устоям Смоленского метромоста — но уже с другой стороны. Здесь наземная галерея гораздо длиннее и интереснее, т.к. образует фотогеничный изгиб.

17. Слева - метромост, справа - БЦ "Бородинская Панорама".

К сожалению, администрация БЦ перекрыла проход вдоль эстакады метро и теперь приходится обходить здание. С этой стороны галерея была открыта достаточно долго — короб сверху сооружен только в 1978 году, а по слухам, даже позднее. Пассажиры могли насладиться видом на окружающую их застройку, которая, кстати, стояла почти также близко, как сейчас на Преображенском метромосту.

18. То же, но с другой стороны

Здесь открытая галерея кончалась, виден оригинальный сталинский портал короба. Крутая кривая, продолжаясь, выводит линию метро вплотную к улице. Тогда еще не было дурацких нормативов на всевозможные отступы, поэтому такое явление, как железная дорога прямо в толще домов, впритык к улице, еще могло существовать. Да, это, наверное, не очень комфортно — но очень красиво.

19. Даже для тротуара места не осталось

Вот такая вот брутальная стена 37 года постройки. Понижаясь небольшими уступами, она сходит на нет практически на площади Европы — по крайней мере, в хорошей видимости от Киевского вокзала. Очень неожиданно из тихого переулка, где есть только улица, тротуар и стена, выходить сразу на оживленную площадь.

20. Прямо за моей спиной - Дорогомиловская улица.

Так заканчивается эстакада метро, так заканчивается и прогулка. Всем, кто нашел силы досмотреть до конца — спасибо за внимание!


promo ilovemoscow august 10, 2013 21:59 116
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded