Булгаковская идентичность и самоопределение в теле театра бесами Женовача.
Такой увиделась мне постановка Студии театрального искусства «Записки покойника», по мотивам неоконченного одноименного романа М. А. Булгакова, литературно-биографических набросков и прочей концептуальной литературы, затейливо обозначенной режиссёром как «… по произведениям М.А.Булгакова. В спектакле использованы фрагменты книги «Работа актера над собой» и репетиций К.С.Станиславского».
Поиск смыслов происходящего в мрачное время написания “Театрального романа”, иронично завуалированный Булгаковым пыткой противостояния автора и театра, бережно оставлен постановочной командой и оттенён модными постмодернистскими деконструкциями. Демонически закручивая сюжет и образы “Чёрного снега” материализующимися кошмарами снов, всплывающими из глубин воспаленного сознания и вторгающимися натурализовавшимися фобиями в бытовой сюжет метаний молодого талантливого литератора, Женовач примерил ироническую улыбку Московского концептуалиста. И уже не булгаковские бесы, порождения мистифицирующего творческого замысла автора, а бесы авторов постановки заваривают кашу кукольного домика, в котором обнажаются «сущности» эпохи.
Пистолет, который не стреляет. Не выстрелил в начале и уже не выстрелит никогда. Выстрел бессмысленнен. Как нельзя убить уже мертвого, так и для не существующего и несущественного выстрелом ничего не достичь. Образом смерти и запредельности происходящего, существующего только в голове писателя и рассыпающегося зыбким финалом опадающих стен, оставляющих единственно реальный “скелет” в месте нехорошей квартиры - так глубоко соединены образ зыбкости мира из финала «Мастера и Маргариты» и молчаливый диалог зрителя и артистов… Проведенное Булгаковым через призму своего литературно-мистического гения восприятие действительности, многогранно не лишено обращения к теме тщетности усилий по преодолению собственных страхов в круговороте беспорядочных событий. И мнимое согласие с собой наступает после безвольного принятия действительности неизбежным и неотвратимым.
(в посте использованы фотоматериалы с сайта театра)
Юмор ли, сатира или злая насмешка автора над окружающей действительностью. Политические воззрения или усталость от безучастного наблюдения рушащегося мира. Несомненно зло, с задорным веселием молодых артистов, обращение режиссера к извечной теме, воспринимается зеркалом происходящего, без какой-либо надежды, без будущего, без счастливого конца.
За удовольствие по просмотру спектакля и возможности его посещения,
Со словами благодарности Студии театрального искусства п/р Сергея Женовача
Группы спектакля ВКонтакте, Инстаграме
Community Info