Уже на входе встречают женщины в белых халатах. Они проверяют билеты и продают программки. В фойе и на лестницах бродят и колобродят сумасшедшие актёры. Они подходят с безумными глазами, задают странные вопросы, дают вытянуть карту, но не отпускают её. Мы подхватываем игру. Всё это настраивает на нужную волну. Готовит к тому, что на сцене будут затрагиваться тонкие темы ум-за-разум, и мы уже сейчас начинаем размышлять, где же «ум», а где «за разум». Тема сумасшедшего дома – крайне сложна. Нам всем о ней не очень хочется думать, но мы отважно в неё направляемся.
В просторном зале нас будут сопровождать великие актёры со световых пано, которые погаснут на время спектакля. Спектакль длился 3,5 часа с антрактом, но я не ощущала этого времени. Погружение получилось на УРА.
Сюжет построен вокруг Рэндла МакМёрфи, молодого парня, который «заскочил» в сумасшедший дом месяцев на 5 не больше. Он самоуверенный, непрогибаемый гордец и лидер, знатный шалопай и сильная личность. Он сталкивается с программной до деталей жизнью этого дома и уверен, что он то не подчинится этому бредовому порядку. Он тут всё перетрясёт. Но постепенно он уступает, прогибается. Тоталитарная система слишком жёсткая, программа подавления личности работает в полный оборот. Какой ценой ты готов отстаивать свою личность?
О чём в целом это произведение? Об очень многом. О пути личности, о силе и косности общества, давлении системы, о свободе – реальной или мнимой – выбора, об игре по правилам, о самоопределении, об иллюзии игры по правилам и так далее… Темы актуальные во все времена. Кукушкино гнездо… Дети, отброшенные социумом…
Нас зрителей погружают особенным и эффектным образом. Включается видео на огромном экране: двигающиеся концентрические круги и прочие психоделические образы. Чувствовалось, как в зале разлились изумление и даже настороженность. Затем мы периодически смотрим кино-сюжет о том, как индеец, который провёл в психушке 20 лет, вырвался на свободу и рассказывает эту историю в провинциальном баре. Индейцу - вождю Бромдену - симпатии на протяжении всего спектакля, и Гарику Айвазову, его сыгравшему, тоже.
Все ребята-пациенты оказываются как будто знакомыми, эдакие парни с района, какого-то московского спального района. Удивительным образом я то и дело переживала ассоциации с друзьями или знакомыми, от этого был особо погружающий персональный эффект. Я умудрялась переживать уже не за Билли, Чезвика, Мартини, а как будто за своих Макса, Лёху, Сашу, Вовку. Иногда даже больше одного человека я вспоминала, глядя на одного актёра. Отличный подбор актёров. Каждый на своём месте, с ассорти ярко обрисованных типажей. Никита Белых, Никита Ермочихин, Александр Толмачёв, Андрей Кудряшов – вы молодцы! Молодые и очень выразительные. Так держать.
Но Михаил Стенин (МакМёрфи)… Если честно, растерзал моё женское сердце, как однажды красиво растерзал похожий манерами и силами души человек Гриша. Стенин сыграл гениально, пускай и звучит это очень субъективно. Я задумывалась не раз, это ж насколько надо так выкладываться каждый раз, чтобы так мощно выражать многогранный и значительный характер. Он даже отжимался на сцене всеми мускулами. Центровой персонаж и дерзко талантливый для него актёр. В фильме он был сыгран великолепным Джек Николсоном, но Михаил по возрасту и борзости, возможно, даже ближе к молодому парню МакМёрфи. Он очень красноречиво в центре всего, его игра доставляет удовольствие.
Его антагонист - сестра Ретчед, очаровательная на внешность, но с тираническим характером. Когда ей подчиняются, она обворожительна. В случаях непослушания она беспрекословна. Настоящая дрянь, сыгранная красивой Анной Ерченко. МакМёрфи как будто почти удалось взять над ней верх по-мужски, но её профессионализм и данная ей власть одерживали победу. Выходит, и она ломала себя, задавляя в себе женскую суть. Так и есть у тех, кто служит системе.
Катарсическими моментами был красивая, как пластичный танец, процедура электрошока, оформленная пульсирующим как боль красным цветом (не смогла удержаться от фото); безудержная вечеринка, в которой все отбросили внутренние зажимы и лакали пойло из капельниц; и конечно, возвращение МакМёрфи после лоботомии, когда в зале были такие моменты тишины большого количества людей, что сердце дрожало. Хотя схематичность/символичность некоторых сцен смягчали их драму, но эмпатии было целое море. Супер постановка, скажу я без жеманства. Алексей Конышев, респект!
Были использованы замечательные методы вовлечения нас зрителей. Это прежде всего перемещения героев не только по сцене, но и по залу. Входят и выходят (вбегают – убегают) на сцену они через проходы между зрителями и выходы зала. Это приятно ощущение, когда актёры проходят мимо. Затем довольно грубое обращение к залу как к третьему лицу в контексте того, что «тут сидят безнадёжные овощи». Это могло задеть кого-то из зрителей, но весь роман – это вызов, так что будь готов! В конце спектакля зрителей просят голосовать (поднять руку): сохранять ли жизнь МакМёрфи, как будто действительно зрители могут решить его печальную судьбу. И многие решали для себя в этот момент вопрос справедливости, вопрос первичной важности жизни и вопрос спасения в эвтаназии. Или вопрос смелости огласить своё решение. В зале чувствовались бурлящие чувства. Так и должно быть при столкновении с искусством, оно должно тормошить нас, призывать к размышлению и взгляды за шаблоны, толкать к развитию себя. Этот спектакль не оставил равнодушных.
Порой представить сложно, как можно даже решиться на интерпретацию такой сложной, провокационной книги. Театру «Призраку» это блестяще удалось!
Community Info