Чувствующая (flamingovv) wrote in ilovemoscow,
Чувствующая
flamingovv
ilovemoscow

Categories:

«Чайка» с Нонной Гришаевой в Московском областном театре юного зрителя

На чеховскую «Чайку» в Московском областном театре юного зрителя нас собрали деревенские колокола. Птички поют, служанка в переднике шушукается с лакеем, атмосфера оживает сразу. А Чехов наш – знаменитый дачник. Сколько постановок, экранизаций и интерпретаций есть у «Чайки»? Режиссёр Ирина Пахомова представляет свою версию. Чехов гарантирует серьёзный психологический наворот. Я в предвкушении, потому что люблю в этом копаться. Книгу читала, видела современную экранизацию «Малышка Лили». Но Чехов настолько слоистый, что можно бесконечно им заниматься, изучать хитросплетения жизненных сюжетов в его произведениях. И, как известно, у Чехова нет положительных или отрицательных героев, есть герои многогранные. И их тут выразительный букет.



Во-первых, Костя (Илья Ильиных). Юный, симпатичный, огненносердечный, влюблённый, стремительный и очень раненый непризнанием матери. Во-вторых, Нина Заречная (Христина Полуянова). Дикий нежный цветок, импульсивная мечтательница, которая закончит срезанной розой. В-третьих, писатель Тригорин (Алексей Рыжков). Высоченный интересный мужик, немного циничный, немного эгоцентричный, эдакий привлекательный мерзавец с проблемами самопризнания. В-четвёртых, и вероятно, в-главных, она – Ирина Аркадина (великолепная Нонна Гришаева).



О ней мне и хочется говорить больше. Это было знакомство, и она меня пронзила насквозь. Нонна настолько настоящая актриса, что это головокружило. Я пока не могу представить её в других ролях-амплуа, не в главной роли, или с чёлкой. Здесь она была ось, королева-мать. Когда известная актриса играет известную актрису, это уже фрактал. Это определённо её роль, её фрактал. Я не могу теперь никого другого здесь вообразить. Нонна (Аркадина) настолько грациозная, уверенная, сияющая истинной красотой, что я забывала, как она мучала сына, царствовала над всеми, высмеивала Заречную, довлела над Тригориным. Я просто не могла от неё глаз отвести. Стало интересно, какая же она в жизни? Может она быть не главной актрисой пространства, бывает ли её голос не театральным (Аркадина не может)? Да, я впечатлена, и по-женски респектую.



Вернёмся к драме. Я воспринимала этот спектакль как драму. В Википедии «Чайку» называют комедией, в СМИ читала о ней как о трагикомедии. Комедия, вероятно, в том, что «Чайка» - это срез обычной жизни, драма обычная до узнаваемости, с россыпью забавно отыгранных смешных моментов. История пускай немного старомодная, но с вечными резонансами души. Все персонажи как будто застыли в своих мечтах и представлениях, движение же происходит только в регресс и печаль. Такая история неразделённой любви, что это тоже уже да! трагикомедия. Как в анекдоте: папа любит маму, мама любит сына, сын любит хомячка, а хомячок никого не любит. Здесь никого не любит Аркадина, но всё же ревнует любовника. И когда он пытается её покинуть, её прекрасное лицо стареет. Хотя позже он будет опять в её свите, а её лицо опять будет зрело благоухать.



Все герои вместе, собравшиеся на садовый спектакль Кости, это срез интеллигенции былой эпохи. Тогда они собирались и много говорили-говорили-говорили о высоком: идеализм, современный театр, мировая воля, почтенные тени. Хотя, допустим, только что в сене доктор развлекался с женой управляющего (это была умилительная сцена в проходе между рядами, как они приводят себя в порядок). То есть с одной стороны, высокие материи, с другой стороны, вполне жизненная приземлённость. Всегда уважала диапазон Чехова и русской интеллигенции.

Такие сильные бывали сцены. Нина и Костя обливаются водой из ведра. Костя сыпет что-то романтичное на Нину. Нина в красном одеянии пронзает слушателей мистическим монологом. Первый выход Аркадиной по центральному проходу на сцену: публика затрепетала. Посиделки на лежанке из сена, атмосфера лета. Занятие любовью взглядами. Аркадина нежно, хоть и без энтузиазма меняет бинт страдающему Косте. Нина и убитая чайка. Аркадина валяется в ногах Тригорина. Падшая Нина закуривает, сидя на столе. В целом, мизансцена разработана очень эффектно.







Ещё впечатлила хореография декораций (как сформулировал мой друг-режиссёр): огромные панели двигались чётко отрепетированным танцем, преображая пространство. Отличная работа художник-сценографа Акинфа Белова. А заслуженный художник по костюмам Максим Обрезков и художник по свету Елена Прохорова создали два разных пласта. В первом акте много светлых костюмов, красок, ощущение озера, цветы, сено. Во втором акте подавленность, траурные наряды, много темноты вокруг героев. Так мы видим, как герои стареют, дряхлеют, теряют радость жизни, теряют себя, отвергают любимых и отвергают себя. А Нонна Гришаева продолжает щедро дарить красоту, хотя и её сердце испугано забилось в итоге.

Тем для размышления Чехов и Ирина Пахомова за ним поднимают очень много. Великое произведение, было сказано на сцене, должно иметь большую мысль. «Чайка» несомненно великое произведение. Чучело чайки - символ жертвы красоты и свободы на безжалостный порой алтарь любви и искусства. Законы жизни суровы, это приходится всем признавать.
Вопрос же кто кого больнее ранил, почему и можно ли было этого избежать, остаётся на усмотрение зрителя, читателя. Проживать такой сюжет это раскрываться живым чувствам. Этот актёрский состав настолько выразительно разыгрывал этапы драмы, что иногда я забывалась. А для меня это значит успешный поход в театр. Высококлассная постановка и несравненная Нонна!




Спасибо сообществу moskva_lublu за приглашение!


Tags: театры
Subscribe

promo ilovemoscow august 10, 2013 21:59 115
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments