Чувствующая (flamingovv) wrote in ilovemoscow,
Чувствующая
flamingovv
ilovemoscow

Categories:

"Записки покойника" в Студии театрального искусства

На прошлой неделе я познакомилась со «Студией театрального искусства» под руководством Сергея Женовача. Смотрела постановку по Булгакову, которого я люблю изучать в любом формате. Это были «Записки покойника», которые ближе всего перекликаются с «Театральным романом», но также включали в себя линии из других произведений Булгакова, включая «Белую гвардию», «Дни Турбиных», «Мастера и Маргариты», а также фрагменты из репетиций Станиславского и его книги «Работа актёра над собой». Да, это было очень насыщено и весьма перепутано!



Немного истории нового для меня театра. В этом интересном и колоритном районе Таганки находилась знаменитая на всю Россию золотоканительная фабрика семьи Алексеевых, в которой родился сам Станиславский (это его псевдоним, выходит). Когда он стал руководителем фабрики, в нынешнем здании студии он открыл театр для рабочих. Для меня очень интересно оказаться в таком исторически-театральном месте. Сам театр внутри весьма необычный, уютный, как в загородном доме. В фойе стоят буфеты с витражами и длинный обеденный стол. Интерьеры в целом очень стильные так же, как и сам зрительный зал в коричневых тонах.



Итак, постановка. Началась она заранее, с неожиданного эффекта. После первого звонка в холле прогремели резкие выстрели, и главный герой промчался мимо будущих зрителей, а за ним солдаты с оружием. Если бы мы не были предупреждены об этом девушкой-капедьдинером, то это могло бы и напугать. Но я люблю такие эффекты вовлечения ощущений зрителей. А тема выстрелов была одной из линий будущей постановки.

Сценическое пространство было оформлено в виде стандартной комнаты времён начала ХХ века и напомнило мне музей Булгакова в Киеве на Андреевском спуске. Необычным моментом было то, что пока зрители рассаживались, на сцене уже находился актёр. Он лежал на кровати спиной к залу, и не все его замечали.

Когда выключился свет, он встал, вышел за дверь курить и делал это задумчиво и красиво. Мне сразу понравился этот актёр - Иван Янковский, внук Олега Янковского, сын Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры. Он играл главную роль молодого литератора, для которого творческий процесс превращается в сумбурный кошмар, переплетённый со снами, грёзами, бредом. И далеко не всегда можно разграничить, где есть что. Ему снятся герои петлюровских времён, которые залезают к нему под кровать. Он тщательно вычитывает сюжет своего произведения своим же героям. Он пытается зачитать свой сюжет знаменитому режиссёру-постановщику, которого приходится периодически будить. Он не раз пытается застрелиться, но самые разные люди – реальные или воображаемые – его отводят от этого. Когда его пьеса («Дни Турбиных») уже принята в работу театра, писатель проходит кошмар постановочного процесса, когда он уже кричать готов: «Когда же поставят мою пьесу». Но репетиции как будто продолжаются без конца и края. Ему ставят ультиматум – заменить выстрелы, которые однажды напугали дамочек театра, убийством с помощью ножа. А для автора сюжет без выстрела полностью разваливался. И как тут уступить.

Эти муки творчества даже представлять зябко. Ведь творчество - это не только сам его создатель, но и многие люди, связанные с процессом: агенты, семья, постановщики и его дамы, критики, зрители, даже порой государство. И как сделать так, чтобы все были довольны, а произведение смогло сохранить свою вдохновенную суть? Вот об этом постановка, вся её линия абсурда.

Сценическое пространство постепенно рассыпается, как конструктор в обратном направлении. От этого как будто почва из-под ног исчезает, и реальность перепутывается окончательно со сном и какой-то своей, булгаковской мистикой.

Зрители проживают самые разные ощущения: бывает и смешно, и занудно, и неожиданно, и безумно, и харизматично, и отталкивающе. Постановщик допускает паузы, которые служат эффектом погружения в хаос мыслей.

Во всём видна мАстерская и своеобразная рука режиссёра, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Сергея Женовача. Кстати, он постановщик «Белой гвардии» во МХАТе, которую я смотрела этой осенью. Данная постановка – это смелый эксперимент трактовок сложнейшего творчества Булгакова, плюс эксперимент взаимодействия со зрителем, который обязательно будет обескуражен, но я уверена получит удовольствие от этой хитрой театральной работы, номинированной на ряд премий.



Информацию о театре можно найти на их сайте и в соцсетях: Facebook, Instagram, ВК.
Tags: театры
Subscribe

  • Прогулка по любимому городу

    Продолжаем гулять пока еще по зимней столице, вообще сложно поверить, что в этом году была зима и был даже снег, ну вот подкину вам немного зимы.…

  • Прогулка по любимому городу

    Прогуляемся теперь по зимней Москве? В этом году столицу украсили как всегда просто невероятно. Правда вот со снегом была беда, но, зима еще…

  • Текильная Lobo Loko - во всем виновата текила

    Что согревает при мысли о подступающих холодах и метелях за окном? Воспоминания о лете! Напомнить о солнечных днях и подарить тепло могут…

promo ilovemoscow august 10, 2013 21:59 115
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments