Немного истории нового для меня театра. В этом интересном и колоритном районе Таганки находилась знаменитая на всю Россию золотоканительная фабрика семьи Алексеевых, в которой родился сам Станиславский (это его псевдоним, выходит). Когда он стал руководителем фабрики, в нынешнем здании студии он открыл театр для рабочих. Для меня очень интересно оказаться в таком исторически-театральном месте. Сам театр внутри весьма необычный, уютный, как в загородном доме. В фойе стоят буфеты с витражами и длинный обеденный стол. Интерьеры в целом очень стильные так же, как и сам зрительный зал в коричневых тонах.
Итак, постановка. Началась она заранее, с неожиданного эффекта. После первого звонка в холле прогремели резкие выстрели, и главный герой промчался мимо будущих зрителей, а за ним солдаты с оружием. Если бы мы не были предупреждены об этом девушкой-капедьдинером, то это могло бы и напугать. Но я люблю такие эффекты вовлечения ощущений зрителей. А тема выстрелов была одной из линий будущей постановки.
Сценическое пространство было оформлено в виде стандартной комнаты времён начала ХХ века и напомнило мне музей Булгакова в Киеве на Андреевском спуске. Необычным моментом было то, что пока зрители рассаживались, на сцене уже находился актёр. Он лежал на кровати спиной к залу, и не все его замечали.
Когда выключился свет, он встал, вышел за дверь курить и делал это задумчиво и красиво. Мне сразу понравился этот актёр - Иван Янковский, внук Олега Янковского, сын Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры. Он играл главную роль молодого литератора, для которого творческий процесс превращается в сумбурный кошмар, переплетённый со снами, грёзами, бредом. И далеко не всегда можно разграничить, где есть что. Ему снятся герои петлюровских времён, которые залезают к нему под кровать. Он тщательно вычитывает сюжет своего произведения своим же героям. Он пытается зачитать свой сюжет знаменитому режиссёру-постановщику, которого приходится периодически будить. Он не раз пытается застрелиться, но самые разные люди – реальные или воображаемые – его отводят от этого. Когда его пьеса («Дни Турбиных») уже принята в работу театра, писатель проходит кошмар постановочного процесса, когда он уже кричать готов: «Когда же поставят мою пьесу». Но репетиции как будто продолжаются без конца и края. Ему ставят ультиматум – заменить выстрелы, которые однажды напугали дамочек театра, убийством с помощью ножа. А для автора сюжет без выстрела полностью разваливался. И как тут уступить.
Эти муки творчества даже представлять зябко. Ведь творчество - это не только сам его создатель, но и многие люди, связанные с процессом: агенты, семья, постановщики и его дамы, критики, зрители, даже порой государство. И как сделать так, чтобы все были довольны, а произведение смогло сохранить свою вдохновенную суть? Вот об этом постановка, вся её линия абсурда.
Сценическое пространство постепенно рассыпается, как конструктор в обратном направлении. От этого как будто почва из-под ног исчезает, и реальность перепутывается окончательно со сном и какой-то своей, булгаковской мистикой.
Зрители проживают самые разные ощущения: бывает и смешно, и занудно, и неожиданно, и безумно, и харизматично, и отталкивающе. Постановщик допускает паузы, которые служат эффектом погружения в хаос мыслей.
Во всём видна мАстерская и своеобразная рука режиссёра, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Сергея Женовача. Кстати, он постановщик «Белой гвардии» во МХАТе, которую я смотрела этой осенью. Данная постановка – это смелый эксперимент трактовок сложнейшего творчества Булгакова, плюс эксперимент взаимодействия со зрителем, который обязательно будет обескуражен, но я уверена получит удовольствие от этой хитрой театральной работы, номинированной на ряд премий.
Информацию о театре можно найти на их сайте и в соцсетях: Facebook, Instagram, ВК.
Community Info