"Квадратура круга" в Московском театре юного зрителя - премьера этого сезона. И премьера оказалась для меня неожиданной. Все, что я знала о сюжете - что придумал его В.Катаев. То есть это 20-е годы 20-го столетия. Привыкнув за последнее время к спектаклям с непременно сложной подоплекой (то политика, то философия, то просто режиссерские аналогии и выверты, предполагающие зрителя насмотренного и начитанного), я вдруг оказалась на довольно простеньком водевиле. Не знаю, написал ли его так автор или пьеса превратилась в забавную миленькую штучку усилиями режиссера Виктории Печерниковой, но смотрится она именно комедией положений. А комедии положений бывают разные. Бывают искрометные, смешные, бывают тупые. "Квадратура круга" - ни то и ни другое. Она очень неровная. Местами реально веселая, смешная, интересная, но вдруг проваливается куда-то, и возникает ощущение какой-то растерянности, как будто актеры или режиссер не очень понимают, что хотят продемонстрировать зрителям. И очень мешал плохой звук, когда актеры пытались петь. Слов чаще всего разобрать было невозможно, да и вокал, если честно, оставляет желать лучшего. Надеюсь, что это издержки премьеры, что постановка наберет силу. Потому что в целом смотреть ее приятно.
Потому что отдыхать тоже нужно, а пьеса не напрягает и дает возможность расслабиться. Точнее, не знаю про пьесу, говорю про спектакль, потому что вчера мне сказали, что в пьесе поднимаются серьезные вопросы классовых противоречий. Ну не знаю... Нет, классовые противоречия тут есть, они на поверхности, на них и строится в большой степени действие, но сказать, что они серьезные, у меня язык не повернется. Просто взяли двух мужчин и двух женщин разной степени идейности, от правоверной комсомолки до откровенной мещанки (а мужчины вообще не очень четко определившиеся), и стали перемешивать их взаимоотношения. Абрам женился на Тоне, Вася - на Людмиле, всем предстоит жить в одной комнате, и начинаются вполне предсказуемые недоразумения. Как и положено в водевиле - кончается все хорошо, и слава Богу. Спойлерю без зазрения совести, потому что финал очевиден с самого начала, интрига чисто условная, просто для действия.
Действие раскачивается сначала довольно натужно, потом вдруг обретает ту самую водевильную легкость и веселость, но к концу опять начинает пробуксовывать. Я даже не могу назвать конкретную какую-то проблему, просто чисто по ощущению: то смотришь и радуешься увиденному, а то вдруг даже перестают раздражать телефоны рядом - ну светят и светят, мешать все равно особо не мешают.
Понравились танцы, актеры замечательно двигаются, особенно исполнительница роли Тони Арина Борисова (в спектакле два состава, я видела с Ариной).
Фото в образе, где было бы видно лицо, не нашла
Любопытная сценография. За действием вместе со зрителями все время наблюдает лунный лик с клоунской физиономией на нем.
Этот лик живо реагирует на то, что происходит с персонажами. И вот что интересно - улыбаться он начинает, в том числе, в моменты адюльтера. Вообще, пьеса призывает "любить друг друга, как в крадратуре круга", ну то есть встает на сторону не штампа в паспорте (поставленного по чистому недоразумению, надо заметить, по идейным соображениям или просто по дури), а на сторону любви. И даже некий Флавий (Илья Смирнов), явно комсомольский функционер, "благославляет" обмен супругами.
Кстати, Флавий - единственный, кто носит серый плащ, попробуй пойми, к какому идейному миру он ближе. Правда, кроме серого плаща, он еще иногда носит вместо головы большой глаз (и это, пожалуй, единственный отсыл к непростой политической ситуации того времени, даже не того, а которое вскоре грядет).
Правоверные же комсомольцы все, как один, в ярких однотонных комбинезонах: мужчины- в синих, женщины - в красных.
Мещаночка Людмилочка, естественно, в персиково-розовом платье, а ее новоиспеченный муж - в песочного цвета костюме и, о ужас, при галстуке.
Вот именно муж Людмилочки, Вася, понравился мне больше всех остальных. В смысле, актер, его игравший, Илья Шляга.
Я его запомнила еще по спектаклю "Кто боится Вирджинии Вульф". В "Квадратуре круга" он другой, но тоже хорош. Ему удавалось передавать какие-то очень искренние эмоции, при этом не кривляясь и не заламывая (в переносном смысле говорю) рук. Картинное заламывание, в принципе, не противоречит жанру этой постановки, но он обошелся без этого. Остальные именно играли, он - жил в предложенных обстоятельствах.
Самым ярким персонажем, тормошившим заскучавший было зал, оказался некто Емельян Черноземный (Илья Созыкин), личность довольно одиозная, пародия на всех поэтов того времени сразу. Неприкаянный, непризнанный, голодный и очень громогласный. Правда, к финалу и он поднадоел однообразием своих выступлений.
Вообще, сложилось впечатление, что авторы спектакля пытались наполнить его какими-то забавными придумками, иногда у них получалось хорошо, а иногда - никак, но не пропадать же добру, и задумку оставляли на сцене, как есть.
В целом, спектакль миленький, вполне хорош для отдыха, один раз можно посмотреть с удовольствием. Что я и сделала и ничуть об этом не сожалею. И, повторюсь, я надеюсь, что со временем он окрепнет и обретет устойчивость.
Вообще, МТЮЗ радует хорошими спектаклями, я рада, что этот театр попал в поле моего зрения несколько лет назад, стараюсь по возможности посмотреть их репертуар. И что очень важно, вчера администратор посадил меня на очень хорошее место, в третьем ряду партера, за что ему спасибо огромное, если бы я смотрела спектакль издалека, удовольствия не получила бы.
И спасибо большое за приглашение сообществу Москультура и лично atlanta_s.
Фотографии взяты с сайта театра. Помимо сайта, познакомиться с новостями МТЮЗа можно на странице его социальных сетей: Фейсбуке, ВКонтакте и Инстаграме
Community Info