elena_belenkaya wrote in ilovemoscow

Categories:

«Вакханки», или История «полусмертного бога»

«Зевс хотел как лучше. 

Для какого-нибудь несчастного полубога, нимфы или смертного эти четыре слова так часто предвосхищают катастрофу,» - написал Стивен Фрай.

И да, все, кто помнит греческую мифологию с ним согласятся. Дело в том, что Зевс Громовержец был очень влюбчив. А его законная супруга Гера – очень ревнива. В конфликтах богов часто страдают люди...

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

Прекрасная Семела жила в Фивах. Она была жрицей и, как сейчас сказали бы, членом правящей семьи. Поэтому, когда она заявила, что сам Зевс полюбил ее, и теперь она готовится произвести на свет плод этой любви, ей поверили. Но... не все. Вот, например, ее сестры, возможно, из зависти, заявили, что красивый чужеземец – не обязательно бог. И ревнивая Гера, приняв образ старухи, тоже выразила сомнение. Она уговорила Семелу учтроить что-то вроде проверки: пусть возлюбленный примет свой истинный облик, тогда и сама Семела будет уверена, и остальные убедятся.

Истинный образ бога опасен для смертного, слишком большая мощь в нем скрыта. А уж Зевс с его громами и молниями... Семела погибла в божественном огне. А ребенок, очень маленький, еще не способный выжить самостоятельно, остался. Зевс зашил его в свое бедро и «вынашивал»до нужного срока. (Отметим, для Зевса это был не первый случай: богиня Афина, в полном боевом облачении,появилась на свет из его головы.)

Итак, родился мальчик. Назвали Дионис (древние римляне переименовали потом в Вакха). Сын бога от смертной, но рожден самим богом... Собственно, даже дважды рожден. В итоге получился не полубог, не герой, как сводный брат Геракл, а именно бог. Фрай назвал его «полусмертным богом», хотя это очень странное определение. 

Возможно, именно благодаря этой «полусмертности» Дионис по характеру ближе к людям, чем другие боги. 

Дионис - бог растительности, виноградарства, виноделия (и именно этим прославился в первую очередь), производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра. Он много странствовал и везде, где появлялся, учил людей выращивать виноград и делать вино. Везде, точнее, почти везде, Дионис устанавливал свой культ. Этот юный бог был весел и красив, возможно, даже добр к людям. Но ему сопутствовали безумие и насилие. Говорят, он и сам бывал безумен. Как бы то ни было, боги приняли младшего из олимпийцев. Но не все люди были с ними согласны...

В Фивах, на родине Семелы, нашлись смертные, которые не верили в божественность Диониса. Они не чтили память его матери, не учредили его культ. Не было храмов и жертв. И тогда Дионис поступил совсем как человек: решил отомстить.

Что было дальше, мы все знаем благодаря Еврипиду, который в V в. до н.э. написал трагедию «Вакханки». Критики считают, что это произведение стало последней пьесой золотого века афинской трагедии. Действительно, не часто минимализм действия сочетается с такой бурей страстей. 

Не хочу пересказывать Еврипида полностью. Даже не призываю прочесть перед походом в театр. Думаю, краткого изложения в программке или Википедии будет достаточно для понимания развития событий.

Детали не очень важны. Спектакль, поставленный греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом, из тех, которые нужно видеть. У него длительное «послевкусие», как у достойного дара Диониса: чем больше проходит времени, тем больше думаешь, вспоминаешь, осмысливаешь.

Вакханки или менады, безумные, находящиеся в священном трансе спутницы Диониса, толпа, обладающая собственным сознанием и волей, идут за своим прекрасным и мстительным богом. Кажется, они во всем правы, ведь богов нужно почитать, им нужно служить... Но к чему приводит такая вера? Сцена, в которой Агава, мать растерзанного вакханками Пенфея, понимает, что она собственными руками убила сына... Одна из сильнейших из виденных мною в театре.

Электротеатр «Станиславский» обладает уникальной эстетикой. Иногда складывается впечатление, что спектакль воспринимается не полько разумом и чувствами, но и на уровне физиологии, если можно так сказать. Не всем это подходит. Думаю, спектакль «Вакханки», которым театр открылся в 2014 году, может служить своеобразным тестом: если полтора часа странных звуков... отрывистых фраз... изломанных тел, двигающихся в странном, но завораживающем ритме... дыхания, которое похоже на шум прибоя и на шепот... привлекут, потянут к себе... это ваш театр!

Хочу поблагодарить Электротеатр «Станиславский» , сообщество moskva_lublu и лично Наталью за приглашение!

Группы Электротеатра «Станиславский» театра в соцсетях  Фейсбук; Инстаграм; В контакте; YouTube; Твиттер

promo ilovemoscow август 10, 2013 21:59 116
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded