Все фото с сайта Театра, артисты, к сожалению, могут отличаться.
http://www.mayakovsky.ru/performance/maestro/
Спектакль начинается, что не очень типично, со смерти главного героя – а потом все люди, которые его окружали, будут предаваться воспоминаниям, раскрывая таким образом личность Бэды. Это и его школьный товарищ Шимек (Дмитрий Прокофьев), и одна из первых возлюбленных пани Гудцова (Наталья Коренная), и сожитель по общежитию философ Прохазка (Юрий Коренев) и, конечно, супруга Карла (Зоя Кайдановская).
В начале мы видим Бэду и его друга совсем мальчишками-школьниками, они кажутся полной противоположностью. Примерный ученик Шимек и двоечник Бэда, который не хочет учиться, потому что его истинное предназначение – музыка. Он убежден в своей гениальности, ведь у него выпуклые виски и длинные пальцы, а это – первый признак! Шимек пишет стихи, Бэда – музыку и кажется, что мы наблюдаем за зарождением творческого союза. Но Бэда просто заимствует у друга тетрадь со стихами, чтобы переложить их на музыку. И не вернет их. Никогда. А Шимек, ставший окружным судьей, и по сей день уверен, что их святая детская дружба разрушилась по его вине: он напомнил Бэде про возвращение тетради, а тот смертельно обиделся. У Бэды вообще прекрасная способность заставлять окружающих почувствовать себя виноватыми, если они не делают все так, как хочется ему.
Бэда - типично карикатурный образ «артиста». Он ходит в малиновом сюртуке, с длинными белокурыми волосами, томно-загадочный, и служит объектом влюбленности для всех юных школьниц. Одной из них стала и Итка Гудцова, которую сразили его обаяние и стихи (разумеется, ворованные, Шимека). Бэда еще и врун: говорит о своей порочности, о множестве женщин..но от Итки он сбежит при первой возможности, прикрывшись возвышенным служением только МУЗЫКЕ. Итка будет чувствовать себя виноватой, что не поняла этого, и ее любовь была слишком «земной». Зато она рассказала ему историю Юдифи, за которую Бэда зацепится до конца жизни.
Но Бэда еще и разрушитель жизней. Хотя в случае с Прохазкой он не кажется мне виноватым. Его сосед-философ сам придумал, что любимая девушка изменила ему с Бэдой, избил ее и попал на каторгу. Но Бэда просто не стал его разубеждать в его фантазии. Не самый страшный грех. Зато Прохазка еще в свои 20 лет сразу понял, что юный Фолтын – врун и бездарь, который ничего из себя не представляет.
А вот вдове композитора Карле, к сожалению, понадобилось на это много долгих лет. История их «любви» не нова. Богатая наследница владельца доходных домов, не слишком симпатичная, уже почти старая дева, Карла знакомится с Бэдой на балу и моментально в него влюбляется. Ее не останавливает ни его бедность, ни статус студента, ни отсутствие работы. Отец Карлы (Виктор Довженко) скрепя сердце дает согласие на брак – он надеется, что Фолтын будет юристом. Но тот не собирается работать, припеваючи живет на чужие деньги и делает вид, что он днем и ночью пишет либретто к главному труду его жизни – опере «Юдифь».
В их семейной жизни будет все: измены Бэды, скандалы (в основном из-за «попрекания куском хлеба»), его демонстративные уходы из дома. Дальше – хуже, Бэда объявит себя меценатом и устроит из дома салон: тут будут устраивать пьяные кутежи молодые студенты Консерватории, критики и певицы. Бэда начнет пить и устраивать дебоши, все на деньги бедной Карлы. И, конечно, когда она скажет о своем решении распоряжаться деньгами сама, он начнет упрекать ее в несправедливости и жестокости.
Карла вызывает и жалость, и восхищение: ну как можно быть настолько слепой в своей любви? Так верить в талант супруга, в его занятия музыкой? Ее уверенность не могут поколебать никакие тревожные сигналы: ни пустые листы бумаги вместо либретто предполагаемой «Юдифи», ни оправдание измены тем, что он нашел в вульгарной певице свою героиню мечты. Она даже готова уложить его в постель со служанкой, лишь бы Бэда ночевал дома. И только через много лет уставшая Карла уже не даст ему денег ни на мюзикл, «который уж точно выгорит», ни на поездку в Америку.
А что же с музыкой, делом всей жизни? Бэда действительно пишет либретто «Юдифи», но как? Подкупая, а то и воруя целые куски текста и музыки у молодых неопытных авторов. Во 2 действии появляется колоритная фигура музыкального критика доктора Петру (Евгений Парамонов), который также сразу нарекает Фолтына бездарностью и вором. А тот уже и опускается до рукоприкладства, разбив ему голову табуреткой: трепетная душа артиста не потерпела грубых оскорблений. Тогда Петру и обворованные музыканты решат отомстить, но кто же знал, что шутка зайдет так далеко?
Спектакль очень сильный: интересное решение, что артисты играют себя и в прошлом, и в настоящем. Особенно трудно исполнителю главной роли Виталию Ленскому, который играет Бэду с детства и до смерти, и делает это так, что ему действительно веришь – видишь в нем сперва подростка, затем юношу и мужчину. Образ Фолтына не вызывает сочувствия, но и смеха он тоже у меня не вызвал, несмотря на заявленную «трагикомедию», хотя смешных моментов в спектакле в целом много. Такие люди страшны, они паразитируют на окружающих, высасывают их энергию. Счастье тем, кто может вовремя от них избавиться, пока не станет слишком поздно. И Бэда, будучи действительно совершенно бездарным музыкантом, искусством жизни за чужой счет овладел виртуозно. Радует только то, что он получил по заслугам, но радости от этого не испытываешь.
9 из 10, из-за того, что пара сцен все-таки вышли несколько затянутыми.
А за приглашение спасибо огромное проекту Москультура, сообществу moscultura и лично Михаилу tushinetc
Ссылки: официальный сайт и группы Театра в соц.сетях
http://www.mayakovsky.ru/
https://vk.com/t.mayakovskogo
https://www.facebook.com/t.mayakovskogo
https://www.instagram.com/mayakovka/
https://www.youtube.com/channel/UCyAz6Ir6iDWc03uEA-XWzYQ
Community Info