Галина (galkateatralka) wrote in ilovemoscow,
Галина
galkateatralka
ilovemoscow

Categories:

"Толстого нет", ШСП, 21.02.21



И снова премьера в театре «Школа современной пьесы» - спектакль «Толстого нет». Речь в постановке идет о последнем периоде в жизни Льва Толстого, мы застаем его семейство незадолго до смерти писателя. Именно семью, а не его самого. Ну, то есть, он незримо присутствует в доме, мы слышим его шаги на втором этаже, его нужды спешат удовлетворить домочадцы, его всевидящее око смотрит за нами с потолка, его тень мелькает за окнами, но вся история показана именно глазами его близких, прежде всего, его жены Софьи Андреевны.
Не знаю, как в современной школе, но нам внушали постоянно, какая это глыба –Толстой, какой он человек удивительный – все раздавал крестьянам, сам ходил босой, мало что граф). Ну и вообще – икона литературы. А вот жена у него, мол, была стерва… Это уже не из школьной программы, там вообще про жен как-то не очень принято было вспоминать, ну, за исключением Натали Гончаровой, про Софью Андреевну это более поздние сведения, но тоже коррелируются с тем, чему учили в школе: Лев Николаевич - белый и пушистый, а все кругом – волки, эту овечку сожрать пытавшиеся.
Так вот, к счастью, спектакль заставляет задуматься, а так ли это было на самом деле? Вообще, сразу хочу сказать, что спектакль зацепил, заставил сопереживать и думать. Нет, никто не пытался умалить значение Льва Толстого как русского писателя, он глыба, и с этим трудно спорить, да и не нужно. Просто кому-то эта глыба нравится, кому-то нет, но каждый из наших современников в любой момент может ее обойти, а вот близкие вынуждены были под гнетом этой глыбой жить. Ну, справедливости ради, и за ее счет.
Крестьянский благодетель? Вполне. Но ведь любить весь мир и быть им любимым для известного писателя – и проще, и почетней, чем любить своих собственных детей, на которых никогда не хватало времени и желания просто посидеть возле постели хотя бы. А детей ему жена нарожала аж 13 человек. Шестеро умерли, семерых вырастили. Но то, что ты за счет своей семьи благодетельствуешь посторонним – это оценят эти самые посторонние (возможно, оценят), а то, что при этом жена должна как-то крутиться, чтобы вырастить многочисленных детей – это ее забота. И вот она уже оплевана и оговорена, представлена истеричкой. За то, что противится тому, что все семейное добро уходит в чужие руки. И даже наследство, право на посмертное издание книг, того и гляди уйдет случайному человеку, сумевшему втереться в доверие Толстого и его дочери Александры. А почему, собственно, ее должен радовать «альтруизм» мужа?! Она за графа шла, а не за босого мужика. Да и сам Толстой в молодости не чурался мирских утех, ни роскоши, ни блуда. А вот к старости ударился в новую философию, оскорбляясь при этом, что жена и дети не захотели ходить в лаптях. Мало того, что жена родила и вырастила в одиночку практически детей, мало того, что на ней было все хозяйство, она еще и толстенные романы мужа переписывала вручную по ночам. Только «Войну и мир» переписала 8 (восемь, Карл!!!) раз! И все равно в его глазах была плохой женой. Все равно в своих дневниках он поливал ее грязью. Я не претендую на историческую достоверность, я не знаю, как там было на самом деле, но факты и обстоятельства заставили меня отчаянно сопереживать Софье Андреевне.
Измученную жену гения, иногда скандальную, от усталости, но все равно любящую, играет Ирина Алферова. Я очень давно не видела ее на сцене, с тех пор, когда она играла Звезду в спектакле «Звезда и Смерть Хоакина Мурьетты», поэтому именно она явилась для меня одним из притягательных маячков, приведших на этот спектакль. В молодости Ирина Алферова считалась едва ли не самой красивой актрисой СССР. И сейчас она хороша. И играет достойно.




Преданную отцу дочь Александру (она едва ли не единственная в семье, кто разделял его взгляды), серую мышь, сдвинутую на идеях Толстого и лишенную личной жизни (скорее причина, чем следствие, мне кажется), зато не лишенную наследства, играет Татьяна Циренина Точнее, она играет эту роль в очередь с Валерией Ланской, против которой я тоже ничего не имею, но была очень рада, что играла именно Татьяна, очень ее люблю, на мой взгляд, одна из лучших актрис в ШСП.


Олег Царев, которого я открыла для себя совсем недавно, играл Илью Львовича, сына Льва Толстого. До чего хорош. Именно Илье автор (Ольга Погодина-Кузьмина) отдала слова о том, а что было бы, если бы мать, вместо того, чтобы истерить, тоже пошла за отцом, бросив дом и детей?!.. В смену с ним эту роль исполняет Иван Мамонов, я его тоже люблю, и было расстроилась, что не он играет, но быстро утешилась, Олег прекрасен!


Вообще, в этом спектакле не было слабых актеров, все были на своем месте и хороши. Дьявольский Чертков и кучер – пьяница, мучитель и спаситель горничной Катюши, сыграны одним и тем же актером- Николаем Голубевым. От его персонажа берет оторопь, а ведь именно Чертков пытался завладеть правами на посмертное издание произведений Толстого, в обход семьи.


Помогал ему в этом наивный юноша, секретарь писателя, Валентин Булгаков, талантливо сыгранный Александром Сеппиусом


По большому счету, сопротивлялся этому всему только еще один сын, Илья. Выглядел при этом довольно гаденько, таким стяжателем, плюющим на волю отца, но его можно было бы понять, если бы он не так грубо разговаривал с матерью. В общем, у Павла Дроздова персонаж получился довольно неприятный, хоть по-своему и правый. Но по большому счету, слетелись детки в дом, как воронье, в ожидании покойника. А Павел в этой роли оказался очень убедителен, браво.


Единственный, кто пытался поддержать Софью Андреевну, врач и друг семьи – Сергей Иванович, чудесно сыгранный Борисом Вайнзихером


Короче говоря, спектакль вызвал море эмоций, возможно, где-то наступил на что-то больное, но ведь отозвался, а это ли не главное в театре. Я рада, что посмотрела.
Было бы неправильно не упомянуть своеобразную сценографию спектакля. Действие раскидано по нескольким площадкам. Основная сцена, подиум к помосту в центре зала, сам помост, еще пара небольших площадок по краям. Актеры играют по всему залу фактически. По всем стенам – проекции происходящего. Не знаю, отовсюду ли хорошо видно, не уверена, но я сидела очень удачно, видела все отлично, актеров иногда можно было чуть ли не коснуться. А ведь от того, где сидишь, сильно зависит восприятие спектакля.
За приглашение на эту премьеру благодарю сообщество «Москва-люблю» и лично pamsik.
И, конечно, сам театр "Школа современной пьесы", любезно предоставивший мне хорошее место в зале. Подробнее познакомиться с театром вы можете на страницах его социальных сетей: Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграмме и видео-канале на Youtube

Все фотографии взяты из открытого доступа на Яндексе
Tags: театры
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Цветущий май

    В мае в любом парке приятно погулять, но в ботаническом саду в МГУ особенно. Там на громадной территории собрано все многообразие природы.…

  • Дом Политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке

    Малый Харитоньевский переулок, дом 4. Бывший Дом Политехнического общества, ныне Институт машиноведения имени А.А. Благонравова. Дом этот выделяется…

  • Модерн Басманного района, часть 5

    В этой части продолжим прогулку по Басманному району столицы в поисках модерна. В начале прошлого века случился бум на строительство доходных домов.…

promo ilovemoscow august 10, 2013 21:59 116
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments