Старинный волжский городок Калинове. Дом купчихи Кабановой, бульвар, беседка над рекой, старая часовня, лавка у реки... Серые доски, мрачные росписи часовни, изображающие страшный суд, неброские сюртуки и пиджаки у приказчиков и купцов, черные юбки и платки у странниц-богомолок. И разноцветье женских нарядов, буйство красок: красный, зеленый, синий, желтый, белый.
Посмотрите, как сочетаются красная юбка Варвары (А. Боян) и красная же рубаха Кудряша. Сразу видно, что герои близки.
Самые светлые платья носит Катерина. Этим подчеркивается то, что она - самый светлый образ в пьесе. Наивная девочка, выросшая в тихом доме в любви и ласке. Жена, искренне старающаяся любить мужа. Женщина, поверившая в свое счастье, пусть краденное, пусть всего на пару недель, но счастье. Очень интересно А. Репина подчеркивает душевное состояние Катерины (П. Лудыкова) с помощью одежды. Вот она в начале повествования. Светлое платье, белый павловопосадский платок и белая лента вокруг кос, уложенных короной. Замужним женщинам на Руси надо было покрывать голову, но можно было использовать не только платок, но и шляпку, повязку и пр. То есть, что мы видим? Замужнюю даму, этот ее статут четко отслеживается.
Кабаниха (Ю.Экрот), Тихон, Катерина (П. Лудыкова), Варвара (А. Боян), Глаша (Э. Путинцева).
Но на свидание с Борисом она приходит, сняв повязку. Ее душа хочет на волю и она сбрасывает опостылевшие путы. И уже к концу спектакля, задумав покончить счеты с жизнью, Катерина распускает волосы. Ей уже все равно, что с точки зрения менталитета середины XIX это совершенно недопустимый вид. Она уже там, не в этой жизни.
Борис и Катерина (П. Лудыкова).
Так же продуманно смотрится образ Кабанихи (Ю. Экрот) (темные юбка и кофта, черный платок с яркими розами и кичка), Варвары (А. Боян) (костюм очень похож на материнский но, конечно, без кички, и ярче, а также заметные красные бусы и серьги, ведь это девушка на выданье), Кудряша (традиционный наряд приказчика: штаны, сапоги, жилет и - ярко красная рубаха, сразу выделяющаяся на темноватой сцене), Бориса (сюртук, цилиндр, жилет, ничего купеческого, модный наряд столичного франта). В общем, что касается костюмов, тут я долго могу рассказывать, ибо пребываю в восхищении. В том, что актеры одеты так, что можно определить и статус персонажа, и его характер, заслуга художника А. Репиной, по ее же же эскизам сделаны и потрясающие декорации.
Но понятно, что спектакль только костюмами и декорациями не ограничивается. Поэтому переходим к другим его составляющим: к режиссуре и актерской игре. Что касается первой, то спектакль ставил Сергей Федотов, создатель и художественный руководитель пермского театра "У моста". Его фирменная фишка - это пьесы Макдонаха. Но "Гроза" получилась не хуже, чем спектакли по произведениям ирландского драматурга. Может, даже и лучше, потому что Россия нам все ближе, чем Ирландия. Вы думаете, герои Островского - персонажи давно минувших лет и нынче интересны лишь филологам? Разве не существует нынче властных свекровей-кабаних, которые искренне считают, что только они знают, что нужно их сыновьям и невесткам? "Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших." Или мужей, которые во всем подчиняются маменькам? Можно, можно поставить старые пьесы так, что они заиграют снова. Федотову это удалось. С одной стороны, персонажи "Грозы" живут в дореформенной России. С другой - практически каждого героя можно встретить и в наши дни. И сыграны эти герои так, что любо-дорого посмотреть. У каждого - свой характер, своя манера поведения, даже речь отличается. Бабка-богомолка окает, Борис говорит правильно, Кулигин - по книжному, но старомодно, Тихон - пугливо, разве что не озираясь каждую минуту. Кабаниха обстоятельна, ее речь тяжела, слова как прописные истины. С.П. Дикой полностью соответствует своей фамилии (Да, это не прозвище): дик, скуп, хамоват. А как хороша Варвара! Яркая, бойкая и скрытная одновременно.
Итак, объективно "Гроза" великолепна. Субъективно мне не близок в этом спектакле ни один герой. Кому тут можно симпатизировать, а? Забитому Тихону, который искренне любя жену, не может ее защитить и бьет, потому что не способен идти против воли матери? Самой Кабанихе, измывающейся над своими домашними, как только может? Блаженной дуре Катерине, которая не понимает в какой ситуации что можно и что нельзя делать, и которая вредит не только себе, но и Тихону, и Борису? Кудряшу, живущему только для себя? Борису, который настолько не понимает Катерину, что не видит: она на грани самоубийства? Разве что Варвара еще туда сюда. И не злая, и мозгами бог не обидел, и что в какой ситуации можно сказать, понимает. Вот как не любила я героев "Грозы" 35 лет назад, так и не люблю. Ничего не изменилось. Постановка хороша, но пьеса не моя.
Если вы иначе относитесь к этому произведению Островского, искренне и горячо рекомендую спектакль. Он исключительно хорош от и до.
Сайты театра Маяковского:
http://www.mayakovsky.ru
https://vk.com/t.mayakovskogo
https://ru-ru.facebook.com/t.mayakovskogo
https://www.instagram.com/mayakovka/
https://www.youtube.com/channel/UCyAz6Ir6iDWc03uEA-XW..
Сайты академического театра драмы имени В. Савина:
http://komidrama.ru/
https://m.vk.com/komidrama1
https://www.instagram.com/komidrama/
https://www.youtube.com/channel/UC7b_SzzNuR2y93WzCch1ITQ
За приглашение спасибо moskva_lublu и pamsik.
Картинки с сайтов:
https://news.myseldon.com/ru/news/index/238337191
https://teatru-mosta.livejournal.com/680264.html
https://m.vk.com/komidrama1
Community Info