ruslanviktorov (ruslanviktorov) wrote in ilovemoscow,
ruslanviktorov
ruslanviktorov
ilovemoscow

Category:

Замоскворецкая линия(часть 2)



Продолжаю показывать и рассказывать своим читателям про московское метро, в данном случае про Замоскворецкую(зеленую) линию. В прошлый раз, мы остановились на станции метро Кантемировская и продолжаем двигаться на север столицы.



«Каширская» — кросс-платформенная станция Московского метрополитена на Замоскворецкой линии и строящейся Большой кольцевой линии. Расположена на границе районов Москворечье-Сабурово и Нагатино-Садовники (ЮАО) на пересечении улицы Маршала Шестопалова и Каширского шоссе, по которому и получила своё название. Открыта 11 августа 1969 года в составе участка «Автозаводская» — «Каховская». С 20 ноября 1995 года по 26 октября 2019 года также обслуживала упразднённую Каховскую линию, для которой являлась восточной конечной. Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой в каждом из залов. Первая построенная кросс-платформенная пересадка в Московском метрополитене.

Первоначально на станции действовало только два пути (второй и третий), обеспечивая движение по Горьковско-Замоскворецкой линии от «Речного вокзала» до «Каховской». После открытия в 1984 году участка «Каширская» — «Орехово» (позже — до «Красногвардейской») с вилочным движением был задействован первый путь. В 1995 году был построен оборотный тупик, и 20 ноября из состава Замоскворецкой линии была выделена новая Каховская линия (организационно оставаясь частью Замоскворецкой, используя с ней одно депо и общее диспетчерское управление). С этого момента на станции задействовано все четыре пути, а станция стала считаться за две станции. «Каширская» Каховской линии стала 151-й станцией Московского метрополитена.

С 26 октября 2019 года в связи с упразднением Каховской линии станция обслуживает только Замоскворецкую линию, третий и четвёртый пути не работают для пассажиров. В 2019 году в рамках работ по реконструкции Каховской линии и её будущему включению в состав Большой кольцевой линии планируется работа по замене всей отделки двух залов станции. Их открытие планируется уже в составе Большой кольцевой линии в 2022 году.

С 12 сентября 2020 по 8 февраля 2021 года поезда на Замоскворецкой линии не останавливались на платформе из центра в связи с реконструкцией западного зала для последующего включения станции в состав Большой кольцевой линии.

С 9 февраля по 31 августа 2021 года поезда на Замоскворецкой линии не останавливаются на платформе в центр в связи с реконструкцией восточного зала для последующего включения станции в состав Большой кольцевой линии. Также закрыты выходы 1 и 2.



«Коломенская» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Технопарк» и «Каширская». Находится на границе районов Нагатино-Садовники и Нагатинский Затон Южного административного округа города Москвы.



Станция открыта 11 августа 1969 года в составе участка «Автозаводская» — «Каховская», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 86 станций. Название — по находящемуся вблизи музею-заповеднику «Коломенское» (в проекте станция носила название «Нагатино»).

Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 9 метров). Сооружена по типовому проекту, известному в народе как «сороконожка». На станции два ряда по 38 колонн. Отличительная особенность колонн в том, что они имеют в поперечном сечении форму правильного восьмиугольника. (Обычно на станциях, построенных по этому типовому проекту, колонны в сечении квадратные). Подавляющая часть перегона «Технопарк» — «Коломенская» — наземная и проходит по Нагатинскому мосту над Москвой-рекой.



Путевые стены отделаны жёлтой керамической плиткой (снизу декорированы серым мрамором), колонны — серым мрамором; пол выложен гранитом серого (по краям) и красного (в центре) цветов. Станцию украшают чеканные медные вставки «С чего начинается Родина» (львы, русалка, жар-птица, петухи) работы скульптора Э. М. Ладыгина.

22 декабря 2016 года в южном выходе станции, в ходе сварочных работ, произошёл взрыв газового баллона, есть пострадавшие, один в тяжёлом состоянии. Момент взрыва попал на видео. Пострадало 8 человек: 4 рабочих и 4 прохожих.



«Технопарк» — станция Московского метрополитена на Замоскворецкой линии. Расположена в Даниловском районе (ЮАО) между улицей Мустая Карима и проспектом Андропова. Открыта 28 декабря 2015 года на действующем участке «Автозаводская» — «Коломенская». Наземная крытая станция с двумя береговыми платформами.





Задел для сооружения станции в виде прямого горизонтального участка пути был оставлен на перегоне при его строительстве в 1960-е годы для перспективной станции «Парк имени 60-летия Октября», которая так и не была построена в связи с отсутствием в ней необходимости: жилой застройки вокруг не было, организации и предприятия в том месте тоже почти отсутствовали.

Необходимость в станции возникла только в середине 2000-х годов, когда в районе Нагатинской поймы на части бывшей территории завода ЗИЛ началось возведение технопарка «Nagatino i-Land».

Первые планы появились в 2006 году. Тогда предполагалось построить станцию на частные инвестиции. В январе 2008 года возведение «Технопарка» оценивалось в 2,28 млрд рублей.

Название станции было утверждено 24 июня 2008 года постановлением Правительства Москвы на основании предложения городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена.

Сроки строительства станции постоянно менялись. 18 сентября 2013 года было объявлено о начале строительства станции. В феврале 2014 года строители станции приступили к устройству защитных металлических конструкций из профлиста, отделяющих зону производства строительных работ от эксплуатируемой линии, чтобы не мешать работе Замоскворецкой линии.

Станция была открыта с участием мэра Москвы 28 декабря 2015 года, она стала 198-й в Московском метрополитене.

8 июля 2019 года открылся надземный пешеходный переход длиной 167 метров, оснащённый траволаторами и проходящий над проспектом Андропова, который связал вестибюль станции, выход к бизнес-парку «Nagatino i-Land» и выход к тематическому парку «Остров мечты».





Станция «Технопарк» расположена вблизи Нагатинского моста на наземном участке Замоскворецкой линии. Она состоит из двух боковых платформ, которые находятся в едином крытом павильоне. По центру над путями крыша сделана стеклянной. Платформы покрыты серым гранитом, а стены и колонны — вертикальными сайдинговыми панелями цвета металлик. Подвесной потолок над платформами выполнен из серых решётчатых конструкций с крупными фиолетовыми глянцевыми вставками вокруг каждой второй колонны и в районе надземных переходов. Данный проект архитектуры станции, соответствующий реальному оформлению, был представлен мэрией Москвы в октябре 2013 года, а описание первого проекта внешнего вида было изложено в «Московском комсомольце» в августе 2008 года.



«Автозаводская» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена, располагающаяся между станциями «Павелецкая» и «Технопарк». Открыта 1 января 1943 года в составе третьей очереди строительства метрополитена. Находится на территории Даниловского района Южного административного округа города Москвы. До 1956 года носила название «Завод имени Сталина», по находившемуся вблизи заводу ЗИС (затем ЗИЛ).

Станция «Автозаводская» является объектом культурного наследия народов России регионального значения.





В соответствии с первоначальными планами строительства Московского метрополитена, так называемый «Тверской радиус» (от района Тверской улицы к аэропорту) планировалось соединить с предполагаемым «Таганским радиусом», который также начинался бы в центре Москвы, проходил через Таганскую площадь, Крестьянскую Заставу и затем поворачивал бы к заводу имени Сталина (ЗИС). Однако британские специалисты, приглашённые в Москву в начале 1930-х годов в качестве консультантов при проектировании метрополитена, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как планировалось. Вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров они порекомендовали построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году, и Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде, при этом южная конечная станция должна была обслуживать ЗИС.

10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года.

По данным Н. О. Душкиной, А. Н. Душкин начал работу над проектными вариантами станции в 1939 году. Проект станции выбирался на конкурсной основе.

Строительство третьей очереди началось в 1938 году (не совсем ясна в этом свете дата непосредственного начала работ по станции «Завод имени Сталина», по некоторым данным это был 1940-й год). В соответствии с проектом Таушканова, был вырыт котлован и заложены фундаменты под опоры. Однако с дальнейшей реализацией проекта возникли проблемы. Колонны-«корзины» должны были нести не только железобетонные перекрытия, но и железнодорожные пути к складам автозавода, проходившие в ту пору над станцией (вдоль современной Автозаводской улицы). При передаче чертежей в производство изготовителем было заявлено, что «проще выточить и смонтировать большую турбину со всеми дисками, чем эту „корзину“, воспринимавшую огромную нагрузку». К этому времени перегонные тоннели на участке от станции «Площадь Свердлова» до станции «Завод имени Сталина» уже были пройдены. В итоге проект Таушканова был отклонён, уже заложенные фундаменты опор демонтированы, и было принято решение вернуться к технически значительно более простому проекту станции А. Н. Душкина с «отработанной» схемой двух параллельных рядов железобетонных колонн. Проект фактически единолично утвердил А. В. Щусев.





Пробный поезд на станции «Завод имени Сталина», 31 декабря 1942 года.

Работы по возведению станции по новому проекту были приостановлены с началом Великой Отечественной войны, но уже в декабре 1941 года возобновлены. Строительство велось быстрыми темпами, и 1 января 1943 года станция «Завод имени Сталина» первой в составе очереди вступила в строй, став 23-й станцией Московского метрополитена. При этом станция «ЗИС» была открыта раньше «Новокузнецкой» и «Павелецкой», принявших первых пассажиров лишь 20 ноября 1943 года. В течение этих 11 месяцев поезда следовали по 6,3-километровому перегону «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» без остановок.

В 1946 году А. Н. Душкин получил Сталинскую премию II степени за разработку проекта станции «Завод имени Сталина».

Вестибюль станции в бытность его отдельно стоящим зданием, конец 1940-х годов.
Своё изначальное название станция носила до 5 июля 1956 года. После развенчания культа личности Сталина и переименовании завода ЗИС в честь И. А. Лихачёва, название станции также было изменено — станция стала носить имя «Автозаводская» (при внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить отверстия, оставшиеся от крепления букв первоначального названия станции). В 1961 году южный вестибюль станции был встроен в жилое здание, а в 1968 году был открыт северный выход со станции, совмещённый с подземным переходом. «Автозаводская» оставалась конечной южной станцией Замоскворецкой линии в течение 26 лет, вплоть до продления линии в 1969 году до «Каховской».

В 1992 году Комиссия Моссовета по наименованиям улиц разработала проект переименования большинства станций московского метро с целью, во-первых, освободить его от «политической нагрузки», и, во-вторых, упростить ориентировку, присвоив станциям исконные названия мест, рядом с которыми они находятся. В рамках этого проекта предлагалось переименовать станцию «Автозаводская» в «Симоново». Проект, однако, так и не был осуществлён.

Во второй половине 2000-х годов появился план строительства в Москве Третьего пересадочного контура метро, призванный оптимизировать пассажирские перевозки в Москве и разгрузить Кольцевую линию метро. Новую линию первоначально планировалось провести через «Автозаводскую», однако в 2011 году было решено объединить проекты Третьего пересадочного контура и Большого кольца Московского метрополитена, включив в состав ТПК единственный построенный участок Большого кольца — Каховскую линию.







В отдалённой перспективе при соединении Некрасовской и Коммунарской линий станция «Автозаводская» может стать пересадочной на эту линию.





6 февраля 2004 года в 8 часов 40 минут во втором вагоне поезда, следовавшего в центр по перегону «Автозаводская» — «Павелецкая», был совершён теракт. Террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство, находившееся на его теле (либо в сумке на плече). Взрывом был убит 41 человек (не считая самого террориста), более 200 человек получили ранения. В память о жертвах этого теракта в аванзале северного выхода со станции «Автозаводская» на стене перед эскалатором установлена мемориальная доска с именами погибших при взрыве.

В числе многих других станций Московского метрополитена, «Автозаводская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». По книге, станция обитаема и является базой группировки троцкистов, хотя действие книги не затрагивает какие-либо события на Автозаводской.



«Павелецкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Новокузнецкая» и «Автозаводская». Находится на территории района Замоскворечье Центрального административного округа города Москвы. Своё название получила по Павелецкому вокзалу, в здании которого ныне находится её вестибюль. Станция была открыта 20 ноября 1943 года (третья очередь строительства) одновременно со станцией «Новокузнецкая» на действующем участке «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Первоначально станция была построена пилонной двухсводчатой, в ходе реконструкции (1948—1959 годы) была перестроена в колонную трёхсводчатую. Имеет переход на одноимённую станцию Кольцевой линии. Перронный зал станции является объектом культурного наследия народов России регионального значения.







Проект Замоскворецкого радиуса с трассировкой через Павелецкий вокзал появился в 1934 году. До этого Замоскворецкий радиус проектировался через Добрынинскую площадь. Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году. В связи с началом Великой Отечественной войны строительство было остановлено. К этому времени перегонные тоннели уже были пройдены. Возобновили стройку в 1942 году.

Конструкция станции «Павелецкая» была похожа на конструкцию «Маяковской», колонная трёхсводчатая, однако конструктор А. Н. Пирожкова внесла ряд оригинальных новшеств, обеспечивавших экономию металла и облегчавших строительные работы. Конкурс на архитектурный проект станции выиграли братья В. А. и А. А. Веснины. Архитектурный образ станции, созданный Весниными, — расцвет социалистического Донбасса. Эта тема находила своё выражение и в вестибюлях, но главным образом она развивалась в центральной части станции. Проектным названием станции также была «Донбасская». Веснины решили использовать смальтовую мозаику (планировалось разместить 14 мозаик) на своде центрального зала. Мозаики предполагалось поместить прямо на своде, без углублений и куполов, что способствовало лучшему просмотру мозаик. Мозаичные панно должны были иллюстрировать индустриальный расцвет Донбасса и социалистической Украины. Эскизы нарисовал А. А. Дейнека. Набор мозаик был произведён в Ленинграде В. А. Фроловым, однако панно оказались невостребованными, поскольку с началом войны металлоконструкции для «Павелецкой» остались в Днепропетровске на временно оккупированной территории. Поэтому проект был изменён на двухсводчатую станцию без центрального зала с пилонным участком перед эскалатором. Временное оформление станции было начато архитектором Н. С. Князевым, затем продолжено совместно с А. Н. Душкиным и было закончено ввиду военного времени в несколько дней. Предполагалось путевые залы оставить с обнажёнными тюбингами, с покраской по типу Крымского моста, но и это мероприятие не укладывалось в сроки. В результате залы были просто подшиты цементными щитами. Восемь мозаичных панно были размещены на станции «Новокузнецкая».

Станция была открыта одновременно с «Новокузнецкой» в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина». После ввода в эксплуатацию этих станций в Московском метрополитене стало 25 станций. С 1 января 1943 года поезда следовали через «Павелецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года.

В 1948 году началась реконструкция станции по проекту, близкому к первоначальному (авторы — С. В. Лященко, Е. С. Демченко). Перестройка станции в колонную началась с короткого участка в три колонных секции у северного выхода. Этот участок станции открыли 21 февраля 1953 года вместе с эскалаторным наклоном в вестибюль «Павелецкой»-кольцевой, что соединило две станции. После этого перестройка осуществлялась между северным выходом и центром станции, этот участок открылся 30 июля 1955 года вместе с одним спуском в новый переход на станцию Кольцевой линии. Последний участок, от центра станции (включая второй спуск в переход) до сохранившегося поныне пилонного участка станции, был раскрыт к 20 апреля 1959 года. Реконструкцию пилонного участка возле южного выхода было решено не производить по причине необходимости закрытия на период реконструкции напряжённого выхода со станции на Павелецкий вокзал.

В 1982 году началась реконструкция Павелецкого вокзала, в результате которой южный вестибюль был встроен в увеличенное здание вокзала и перестроен. 20 апреля 1987 года загорелся подъезжавший к станции поезд. Поезд был доведён до станции, пассажиры своевременно эвакуированы. В результате пожара серьёзно пострадала отделка южного торца станции. Но в то время реконструировался Павелецкий вокзал, и была проведена замена отделки «старой» части станции, придавшая ей мрачный вид и усилившая непохожесть старой и новой частей станции.







Переход на Кольцевую линию, открытый 30 июля 1955 года, является самым длинным в Московском метрополитене.

Станция «Павелецкая» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев.

На станции происходит финальная сцена советского фильма 1959 года «Сверстницы», герои поднимаются через северный выход, после того как ушёл последний поезд «в начале третьего ночи». При этом интересно, что до этого они ехали по Кольцевой линии, а вышли из поезда на «Павелецкой» Замоскворецкой линии.

Станция упоминается в стихотворении Игоря Иртеньева «На Павелецкой-радиальной».

В американском фильме «Огненный лис» 1982 года с Клинтом Иствудом в главной роли станция «Павелецкая» также показана местом для побега от агентов КГБ после инсценировки смерти Клинта Иствуда, на самом деле являвшейся убийством американского наркодилера, внешне похожего на Иствуда.



«Новокузнецкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы. Своё название получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и имеет богатый интерьер. Станция была открыта 20 ноября 1943 года (третья очередь строительства) одновременно со станцией «Павелецкая» на действующем участке «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Станция является объектом культурного наследия народов России регионального значения.

«Новокузнецкая» связана переходами с обоими залами станции «Третьяковская», кросс-платформенного пересадочного узла Калужско-Рижской и Калининской линий.





Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году. Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде.

Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. На этом участке планировались станции «Москворецкая», «Климентовский переулок», «Вишняковский переулок». По Генплану 1935 года станция «Вишняковский переулок» была убрана из проекта. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году.





Станция была открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» одновременно с «Павелецкой». После ввода в эксплуатацию этих станций в Московском метрополитене стало 25 станций. С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» следовали через «Новокузнецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года. Изначально название писалось через дефис — «Ново-Кузнецкая». Проект станции в 1946 году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1995 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковской» в южный торец «Новокузнецкой».





Интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Пилоны старой части станции, облицованные прохоро-баландинским мрамором, массивны. Архитекторы сделали акцент на поперечные проходы между пилонами, которым, как правило, в такой конструкции уделяют мало внимания. Проходы были оформлены мощными порталами, в результате чего приземистые проходы обрели нарочитую торжественность. Между ними, со стороны зала и платформ, в неглубоких нишах в основании пилонов расположены массивные мраморные скамьи-диваны с высокими спинками, оформленными в виде полуразвёрнутых свитков, и консольными подлокотниками, украшенные резным рисунком. Они появились здесь по предложению академика И. В. Жолтовского, который консультировал молодых архитекторов станции. Существует легенда, что эти скамьи были вывезены из Храма Христа Спасителя перед его сносом, но это вряд ли имело место в действительности. Пол перед скамьями оформлен красочными мраморными ковриками. Над светлыми спинками диванов, в нишах пилонов, имеются вставки мрамора Агверанского месторождения (Армения). Им же целиком облицованы стены новой части станции. В целом полы станции облицованы прохоро-баландинским мрамором светлых тонов с геометрическими вставками тёмного-серого каркодинского мрамора (Урал) и чёрного хорвиранского мрамора (Армения).

Над каждой скамьёй со стороны центрального зала укреплены металлические щиты в обрамлении знамён, на которых написано «Слава героическим защитникам города Ленинграда», «Слава героическим защитникам города Севастополя», «Слава героическим защитникам города Одессы», «Слава героическим защитникам города Сталинграда». Со стороны боковых залов на похожих щитах изображены профили великих русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. Они иллюстрируют фрагмент речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года:

«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!
И. В. Сталин»





Между пилонами и сводом центрального зала, начиная от выхода в город, идёт гипсовый скульптурный фриз с фигурами солдат и офицеров Красной Армии, которые либо планируют операции либо непосредственно участвуют в боевой операции (скульпторы — А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм). Среди них связисты, лётчики, танкисты, пехотинцы, морские пехотинцы, кавалеристы. Скульптурные группы отделяются друг от друга орденами Великой Отечественной войны. Над выходом к эскалатору — щит с надписью «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны».

Геометрический рисунок свода архитекторы позаимствовали у римской гробницы Валериев, но по его главной оси укреплены смальтовые мозаики. Они изначально предназначались для станции «Павелецкая», но из-за войны не удалось построить центральный зал, и мозаики становились ненужными. Они были выполнены В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящены героическому труду советских людей в тылу. Архитектор И. Г. Таранов решил установить их на «Новокузнецкой». Из-за относительно небольшой длины центрального зала удалось установить только семь, а ещё одну установили в вестибюле.

Темы мозаик (начиная от выхода в город):

«Садоводы»
«Сталевары»
«Машиностроители»
«Строители»
«Авиаторы»
«Лыжники» (мост Бачелиса)
«Шахтёры» (демонтирована при установке гермозатвора в конце 1950-х годов)
«Парад физкультурников» (в вестибюле)







Мозаики освещаются рядом торшеров, установленных по центральной оси зала. До 2005 года плафоны и лампы были не очень яркими, и потому станция казалась мрачноватой, а мозаики были плохо видны. Торшеры присутствовали в проекте изначально, ещё до принятия решения об установке панно на своде. Стойки и подставки торшеров оформлены узорчатым тёмным известняком узбекского месторождения Алмалык и красным — грузинского месторождения Шроша. 27 января 2013 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда, на станции была открыта мемориальная доска, посвящённая мозаикам и В. А. Фролову.

Арка эскалаторного наклона украшена бронзовым литым барельефом работы Н. В. Томского, изображающим гербовый щит в обрамлении знамён, оружия, лавровых венков. Торец центрального зала был украшен мозаичным панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор — Б. В. Покровский). На ней был изображён советский народ на фоне Москвы и знамёна с профилем Сталина. В 1960-х годах Сталин был заменён Лениным. После удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода) панно было перенесено на площадку перехода.

Вся информация взята из Википедии, продолжение следует.

Tags: ilovemoscow, архитектура, благоустройство города, достопримечательности Москвы, история, места, метро, общественный транспорт, отдых, прогулки, транспорт
Subscribe

  • Почему до сих пор не восстановили Дом Лазаревых?

    Гуляя по Криколенному переулку вы можете наткнуться на развалины городской усадьбы, вернее, как гласит плакат "противоаварийные работы на объекте…

  • Жемчужина трамвайного мира Москвы

    Доехал наконец-то до уникального места в Москве. Уникальная трамвайная остановка трамвайного маршрута 27 «Красностуденческий проезд» — это…

  • Осень в Подмосковье. Видное

    Думал не получится у меня в этом году показать осень в Видном, слишком много работы, но насобирал столько фотозарисовок, что хватило на два поста.…

promo ilovemoscow august 10, 2013 21:59 116
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments