ruslanviktorov (ruslanviktorov) wrote in ilovemoscow,
ruslanviktorov
ruslanviktorov
ilovemoscow

Category:

Москва, как она есть. Милютинский переулок(часть 2)



Продолжаем прогулку по Милютинскому переулку, в прошлый раз мы остановились на середине переулка, а тут есть что еще посмотреть. Ныряйте под кат.

Напомню, что первоначально этот переулок назывался Казённая ул. по находившемуся на ней казённому полковому двору (складу) Семёновского полка. Современное название получил в XVIII в., когда на ней разместилась (на углу с Бобровым пер.) основанная А. Я. Милютиным шелковая и позументная фабрика. В 1927—1993 гг. назывался ул. Мархлевского в память о польском коммунисте Юлиане Мархлевском (1866—1925).



Флигель усадьбы А. Я. Милютина — памятник архитектуры. Объект культурного наследия федерального значения «Усадьба, XVIII–XIX вв.».



Главный дом усадьбы А. Я. Милютина — памятник архитектуры, объект культурного наследия федерального значения.

Дома №№ 14 и 16 некогда были одним владением, на котором А. Я. Милютин выстроил собственный дом и шёлковую фабрику. В 1718 г. на мануфактуре работало 34 станка, на тот момент милютинская мануфактура была крупнейшей фабрикой Москвы. До 1828 г. владение принадлежало его потомкам, в 1829 г. было разделено на две части и продано по отдельности. Дом № 14 (собственный дом Милютина) многократно переходил из рук в руки.

В 1873 году здесь родился поэт В.Я. Брюсов.





1985 год.





1913 год.



Заброшенный главный дом городской усадьбы П. Ф. Митькова – А. Н. Арбатской — памятник архитектуры.

Часть бывшего владения А. Я. Милютина. Построен в XVIII в., перестроен в 1873 г.

В 1829–1912 гг. городская усадьба П. Ф. Митькова, потом А. Н. Арбатской.

В мае 1836 г. А. С. Пушкин посетил здесь семью своих родственников Сонцовых. Его тетя Елизавета Львовна с мужем Матвеем Михайловичем Сонцовым (Солнцевым) и двумя дочерьми - кузинами поэта. В 1837 г. Сергей Львович Пушкин, живший в этом доме, узнал о гибели своего сына.

В 1912–16 гг. здесь действовала школа театрального искусства Н. О. Массалитинова. Многие элементы старинного здания Милютинской фабрики сохранились до наших дней, но они включены в более поздние надстройки и пристройки.

С 20 октября 2017 г. — объект культурного наследия регионального значения. Дом, имеющий в основе XVIII век и имеющий статус памятника архитектуры, заброшен, расписан граффити, внутри полностью разобраны перекрытия.





Жилой флигель городской усадьбы П. Ф. Митькова – А. Н. Арбатской — памятник архитектуры.





Построен в XVIII в., перестроен в XIX в. по проекту М.А. Арсеньева.

С 20 октября 2017 г. — объект культурного наследия регионального значения.



1985 год.



Историческое здание бывшей польской библиотеки при католической церкви Петра и Павла.



1991 год.





Бывший костёл святых апостолов Петра и Павла.

Был построен в 1839–1845 гг. по проекту знаменитого архитектора Алессандро Жилярди на пожертвования московских католиков и благотворительных организаций. В 1845 г. он был освящён в честь небесных покровителей прихода, апостолов Петра и Павла. Костёл был выполнен в стиле позднего московского классицизма.

Приход долгое время был единственным русским католическим приходом в Москве, а среди прихожан храма было большое количество известных людей, в том числе представителей старинных дворянских фамилий. Во 2-й половине XIX в. около здания костёла были построены богадельня для престарелых, здание благотворительного общества, корпус женского училища, дом причта и церковно-приходской школы.



Костёл был закрыт в 1920-е гг. В 1940 г. строение было полностью перестроено и в нём разместился кинотеатр. Осенью 1941 г. в результате попадания немецкой авиабомбы было практически полностью разрушено. В 1946 г. было восстановлено и перестроено под административные нужды, после чего туда въехало НИИ «Гипроуглемаш». Перестройки костёла полностью исказили его исторический облик.

В 1990-е гг. возродившийся приход повел борьбу за возвращение храма, но безуспешно: ОАО «Гипроуглемаш» приватизировало бывшее здание храма, часть его ныне сдается в аренду под офисы. Приход святых апостолов Петра и Павла проводит богослужения в расположенном неподалёку храме святого Людовика Французского, в котором также проходят литургии прихода св. Людовика. Администратором прихода является о. Игорь Ковалевский.



1979 год.



1883 год, называется почувствуйте разницу.



Бывший доходный дом Московского торгово-строительного акционерного общества. Построен в 1899–1900 гг. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что в декоре здания использована свастика.



Бывший доходный дом Е. П. Рогаль-Ивановской – Российского общества страхования капиталов и доходов.

В XIX в. здесь стоял дом купцов Кирилловых..

В 1898 г. этот участок приобрело российское общество застрахования капиталов и доходов «Жизнь», учрежденное в 1835 г. В 1904 г. дом был перестроен по проекту архитектора В. В. Шауба. Дом выходит сразу на три улицы: Малую Лубянку, Сретенский и Милютинский пер. На первом этаже расположены рестораны и офисы.

В 1919 г. здесь расположилось Российское телеграфное агентство (РОСТА). При нём существовали литературный, театральный, художественно-изобразительный отделы. Последний располагался на четвёртом этаже и занимался выпуском агитационной продукции: плакатов, сатирических бюллетеней «Окна сатиры РОСТА» и т. д. Их исполняли художники Черемных, Маяковский, Малютин. Агентство съехало из дома в 1922 г.

Февральской ночью 1928 г. подъезд со стороны Малой Лубянки посетили работники ОГПУ. Их интересовал живший здесь шестидесятипятилетний начальник Управления связи Народного комиссариата путей сообщения Карл Никифорович Чеховский в связи с «охотой на спецов», проходившей в эти годы в советской России. Арестовать предполагалось самого Карла Никифоровича и проживающего вместе с ним сына Вадима Карловича Чеховского. Вадима нашли в подвале дома, где находилась законспирированная лаборатория. Там же были найдены оккультные книги, документы тайной организации, аппаратура, химические реактивы. Не предполагая этого, ОГПУ попало в самое сердце тайного ордена розенкрейцеров «Эмеш редививус».

Главой ордена были прокуратор В.К. Чеховский — учёный, занимавшийся различными влияниями на мозг человека, и командор Е.К. Тегер — знаток тайных обществ. Целью ордена было с помощью научных опытов, проводившихся в лаборатории в подвале дома, овладеть силами природы, найти механизм изменения психики человека. В программу-максимум входило строительство магического Храма и города посвящённых, которые обладали бы неистощимыми магическими ресурсами вплоть до бессмертия.

Все члены ордена были арестованы, оба Чеховских погибли.

К сожалению одна из лучших работ Шауба в Москве была изуродована в 1930-е годы. Снесли башню, сбили декор в стиле модерн и надстроили дом на два этажа.

С 1950 г. до конца своих дней в доме жил основатель компании «Эдипресс-Конлига» А.В. Колосов, создавший книгу-исследование, посвящённую истории каждого дома в Милютинском переулке и в ближайших окрестностях.



Двух-трёхэтажное кирпичное нежилое здание. Построено до 1917 года.

Здесь находился подпольный склад революционных изданий, в котором полиция в 1908 г. конфисковала около 140 пудов книг, брошюр и листовок



Стокгольмская школа экономики, но люди пишут, что то ли ФСБешный бордель, то ли нелегальное ФСБешное казино. Охраняется как секретный объект, но так и должно быть, а вот что смущает, так это девицы, какие из него стайками вылетают или залетают, с периодичностью, такие все симпатичные модели (как на подбор) и посетители, этого места солидные дяди, на солидных авто, быстро пробегаются в щелку дверь, под присмотром охраны смотрящих по сторонам.





1983 год.



Историческое здание Богадельни Св. Филиппа при Петропавловском костёле.

1850 г. (архитектор Алессандро Жилярди), 1860-е гг. Построено в неоготическом стиле.
Объект культурного наследия федерального значения в составе архитектурного ансамбля Римско-католической церкви Святого Апостола Петра и Павла, что на Лубянке, XIX - нач. XX века.





Дом Феттер-Гинкель — памятник архитектуры.

Участок в XVIII в. входил в состав обширного владения, принадлежавшего старинному дворянскому роду Петрово-Соловово.

В начале XIX в. большая часть этого владения (современное владение 18 по Милютинскому пер.) отошла к Римско-католической церкви. В 1839 г. здесь на средства прихожан был выстроен костел Святых апостолов Петра и Павла. В 1940-х гг., во время второй мировой войны, в здание костела попала бомба, причинившая ему значительный вред, после чего здание было сильно перестроено, и в нём разместился научно-исследовательский институт угольной промышленности. В настоящее время здание костела возвращено римско-католической церкви.

Значительно меньшая по площади часть бывшей усадьбы Петрово-Соловово, получившая № 186, в начале XIX в. принадлежала гвардии полковнику князю Александру Алексеевичу Мещерскому. Как показывает план владения князя, датированный 1843 г., главный дом усадьбы располагался в глубине её, со значительным отступом как от Милютинского, так и от Юшкова (с 1922 г. — Бобров) пер. Дом был каменным двухэтажным, Г-образным в плане, вход в него располагался со стороны двора. Вдоль северной и западной границ владения, совпадавших с красными линиями Милютинского и Юшкова пер., проходил каменный забор. Въездные ворота в усадьбу были устроены со стороны Юшкова пер. Слева от ворот располагался одноэтажный каменный жилой флигель, а рядом с ним небольшой деревянный сарай.

В 1859 г. владение принадлежало вдове фридрихсгалтского купца Елизавете Ниловне Фалеевой. Как свидетельствует план, датированный этим годом, новая владелица предполагала после сноса некоторых небольших деревянных построек выстроить каменное одноэтажное строение для сторожки, однако это осуществлено не было.

На плане владения 1859 г. имеется более поздняя запись, датированная 6 июня 1867 г., которая свидетельствует о том, что значительными перестройками во владении занялся его новый хозяин московский купец Мартын Исидорович Чернышев. Не все его планы были воплощены в жизнь, однако, как показывает план владения 1869 г., многое было сделано. Весь юго- восточный угол владения был застроен каменными одно- и двухэтажными хозяйственными постройками. Северо-восточный угол заняла каменная одноэтажная лавка, небольшая каменная сторожка была выстроена вплотную к забору вдоль Юшкова пер. Главный дом усадьбы приобрёл двухэтажную каменную галерею со стороны двора.

В 1876 г. владение приобрёл московский купец Михаил Дмитриевич Смирнов, который в 1882 г. решил все существующие строения «капитально исправить и перестроить с изменением внутреннего расположения, частию с накладкою стен и обращением нежилых строений в жилые», что и было осуществлено. Кроме этого был выстроен небольшой каменный одноэтажный жилой флигель вдоль Юшкова пер., а также несколько небольших каменных хозяйственных построек. Главный дом владения в этом году был увеличен за счёт пристройки к нему двухэтажного каменного объёма со стороны двора (вместо галереи), часть которого была занята новыми лестницами.



В 1886 г. владельцем усадьбы числился почётный гражданин Николай Николаевич Тихонов, который лишь изменил проёмы в главном фасаде жилого флигеля по Юшкову пер. и увеличил его объём за счёт каменной одноэтажной нежилой пристройки со стороны двора.

Как свидетельствуют архивные документы, владение часто меняло хозяев. Так, в 1891 г. владельцем числился уже московский купец Николай Васильевич Баранов, а 1894 г. — московская купчиха Анфиса Андреевна Капырина (вдова), которая позже вышла замуж за Егорьевского 2-й гильдии купца Князева.

А.А. Князева никаких перестроек в своём владении не производила, а в 1915 г. продала его акционерному обществу «Феттер и Гинкель». Это акционерное общество называлось «Телефон» и ведало северными линиями междугородного телефонного сообщения между городами: Москва-Орехово-Владимир-Новки-Ковров-Вязники-Нижний Новгород-Савино-Шуя-Иваново- Вознесенск.
Председателем правления общества был Николай Николаевич Феттер, а директорами личный почётный гражданин Павел Иванович Авцын и подданный Великобритании Иосиф Германович Деккер.

Весной 1915 г. все строения во владении были снесены, а летом этого же года началось строительство пятиэтажного (частью шестиэтажного) здания с нежилой мансардой над всем строением для складов. Под всем оставшимся свободным пространством двора должны были быть устроены «железобетонные с каменными пограничными стенами сараи». Проект здания был выполнен гражданским инженером В.Е. Дубовским. По этому проекту фасады здания по Юшкову и Милютинскому пер. должны были быть выполнены в стиле «модерн» с пышным декором.

Строительство здания велось вплоть до 1917 г., когда оно по известным причинам было прервано. К 1917 г. было возведено пять этажей основного объёма и три этажа дворовой части строения. Во время октябрьских боёв 1917 г. на не полностью отстроенном здании большевиками были установлены пулемёты и бомбомёт, из которых они обстреливали здание Центральной телефонной станции (Милютинский пер., 5), занятое отрядом юнкеров, отключивших телефоны большевистских ревкома и полков.

Лишь в 1924 г., после обследования недостроенного здания, было решено превратить его в жилое, надстроить шестым этажом и «докончить внутреннее устройство подвала, 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го этажей». Над подвалом под двором было выполнено железобетонное перекрытие. Переустройство здания и надстройка его велись по проекту архитектора А.М. Калмыкова.
Архитектурное решение фасадов было значительно упрощено по сравнению с неосуществленным проектом В.Е. Дубовского. Планировка здания также была изменена. Дворовая часть здания, возведённая до трёх этажей, была разобрана.

В 1930-х гг. здание было надстроено 7-м этажом, а изначально высокий 1 -й этаж с помощью устройства дополнительного перекрытия был разделён на два этажа, в результате чего здание окончательно стало восьмиэтажным. Видимо, именно в этот период большинство административных помещений (прежде самостоятельных офисов) было приспособлено под жилое использование. В таком виде оно дошло до наших дней. Исторические границы владения также сохранились.

В 1920–1930 гг. здесь располагался клуб «Красный деревообделочник», жил Каро Семёнович Алабян — советский архитектор, главный архитектор Москвы, академик, автор проектов в том числе Центрального театра Советской Армии, павильона Армянской ССР на ВДНХ, наземного павильона станции «Краснопресненская» и др.

В 1934–1946 гг. здесь жил известный художник Е.Е. Лансере. В память об этом в 1971 г. на здании была установлена мемориальная доска из красного гранита. Автор мемориальной доски — художник Е.Е. Лансере (сын).

С 4 сентября 2017 г. выявленный объект культурного наследия.



Про мой любимый доходный дом страхового общества «Россия» я уже делал отдельный пост, повторяться не буду.





В кон. XIX в. обширное владение по Милютинскому пер. принадлежало И.С. Аманову, а в 1890-х гг. его приобрел англичанин Д.Я. Экизлер.

На пустом участке, тянувшемся до Сретенского бул., был устроен дровяной склад; конюшни при доме сдавались извозчикам. В 1927 г. на этом месте по проекту архитектора Л.С. Животовского был построен жилой дом под № 19/4, выходящий торцом на Сретенский бул.



Главный дом бывшей городской усадьбы («Дом Лорис-Меликова»).

Здание возведено в 1830—1840-х годах и включает в себя более раннюю постройку XVIII века. Является объектом культурного наследия федерального значения.

Бывший особняк надворного советника, попечителя Московского училища живописи, ваяния и зодчества (ныне Академия живописи Ильи Глазунова), И. Д. Лорис-Меликова, племянника М. Т. Лорис-Меликова, министра внутренних дел при Александре II.

Интерьер здания роскошен и изящен — настоящий дворец: лепные, в росписи потолки, резные двери, мраморные колонны и полы, скульптура, рельефные фризы. На второй этаж ведет лестница каслинского литья.

Дом построен в стиле русского классицизма с характерными высокими окнами второго парадного этажа. Резные деревянные рамы сохранились в боковых окнах главного фасада и окнах бокового фасада со стороны Сретенского бульвара. Особенно красив второй этаж: рамочные наличники высоких окон украшены лепными фризами и полочками. Над лестницей установлены четыре кариатиды, скульптор Николай Александрович Рамазанов.



Главный фасад дома построен по распространенной в то время композиции с нейтральной центральной частью и акцентами по бокам. В данном случае это увенчанные аттиками ризалиты. Первый этаж декорирован рустом, который вкупе с почти квадратными окнами подчеркивает монументальность здания. Второй, парадный этаж, украшен высокими полуциркульными окнами. Их резные деревянные рамы, почти единственные такого рода, сохранившиеся в Москве. Боюсь, что после реставрации мы их потеряем, если уже не потеряли, увы.

Вот такой он Милютинский переулок.
Tags: ilovemoscow, архитектура, благоустройство города, достопримечательности Москвы, история, места, отдых, память, прогулки, усадьбы, экскурсии
Subscribe

promo ilovemoscow август 10, 2013 21:59 115
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments