evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote in ilovemoscow,
evge_chesnokov
evge_chesnokov
ilovemoscow

Categories:

Канал имени Москвы. Шлюзы

Канал Москва-Волга был открыт 15 июля 1937 года. Спустя десять лет столица торжественно отмечала своё 800-летие и по этому случаю рукотворная водная артерия получила новое название - Канал имени Москвы. Он начинается от Иваньковского водохранилища близ Дубны и соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино. Это 128 километров водного пути и более 240 гидротехнических сооружений. Некоторые из них являются памятниками архитектуры.

01. Канал им Москвы. Шлюзы. 19.07.14.16..jpg

Канал имени Москвы. Шлюз 8. 1937..jpg
1937 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/21992

Ещё Петр I предлагал планы соединения Волги с Москвой-рекой для укрепления торговых связей между крупными российскими городами, царь лично выезжал в Дмитров осмотреть места возможной стройки. В 1721-1722 годах рассматривались три разных предложения, но все они были затратны и трудноосуществимы. По двум из этих планов предполагалось строительство 123 шлюзов. В XIX веке была предпринята попытка реализации смелой задумки, в 1844 году был даже построен участок канала между Истрой и Сестрой, но этим дело и ограничилось.

К 1930-м годам Москва стала испытывать нехватку питьевой воды, Рублевский водопровод уже не мог напоить три миллиона горожан и работал на пределе мощностей. Река Москва почти умирала - около Кремля ее можно было перейти вброд, вода была сильно загрязнена отходами. 15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) постановил: "коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги".

01. Канал им Москвы. Шлюзы. 19.07.14.13..jpg

01. Канал им Москвы. Шлюзы. 19.07.14.14..jpg

Из нескольких вариантов был выбран проект молодого инженера Комаровского, который впоследствии стал начальником Управления и главным инженером канала. Трасса длиной 128 километров прошла по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой, ширина канала - 85 метров, минимальная глубина - 5,5 метра, на глубоких участках от 9 до 23 метров. Работы начались 3 сентября 1932 года, а 15 июля 1937-го канал был открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

На заводе "Красное Сормово" для перевозки пассажиров изготовили целую флотилию белоснежных теплоходов: пять судов дальнего плавания типа "Иосиф Сталин", шесть теплоходов типа "Леваневский" и шесть небольших теплоходов типа "Громов". Некоторые из них можно увидеть в кинофильме "Волга-Волга". В кадры этой ленты попали несколько разных шлюзов, железнодорожный мост Бачелиса и, конечно, здание Северного Речного вокзала, в котором по сценарию происходят кульминационные эпизоды фильма.

Почти пять лет на строительство канала работала вся страна, поставляя металлоконструкции, бетон, цемент, лес, гравий, кирпич. Для бесперебойной подачи материалов через окрестные леса и болота проложили новые автомобильные дороги и железнодорожные пути, на стройке работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов. Транспарант, установленный у тоннеля под шлюзом № 8 гласил: "Канал Москва-Волга целиком и полностью построен советскими людьми, советскими машинами, из советских материалов".

Канал имени Москвы. Тоннель. 1937 1943...jpg
1937-1943 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/7383

На строительстве широко использовался труд заключённых, ещё в сентябре 1932 года в системе ГУЛаг был создан Дмитровлаг, просуществовавший пять лет. Предполагалось, что осужденные, занимаясь тяжёлым физическим трудом, перекуются в полноценных граждан нового социалистического общества. Подобную "перековку" на строительстве каналов с пафосом описывал пролетарский писатель Максим Горький, а нарком НКВД Генрих Ягода, кстати, был почётным руководителем строительства. Через Дмитровлаг прошло около миллиона заключённых, за плечами у многих "каналармейцев" уже был опыт строительства Беломорканала. До 1950-х годов в Строгино, Хорошево и других окрестных районах стояли бараки, оставшиеся со времен строительства канала.

Канал имени Москвы. копают. 1935..jpg
1935 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/56553

Вспоминает участник строительства А.Крохин: "Техники первое время практически не было, огромная масса заключенных была занята на земляных работах, которые велись вручную - лопатами и тачкой. Грунт вывозили за кромку канала, наверх. Этот тяжелейший и изнурительный труд десятков тысяч людей заставил разработать и применять множество небольших механизмов, которые поднимали тачки с ложа канала на его бровку. До сих пор стоит перед моими глазами жуткая картина: продувающий до костей студеный ветер бросает в усталые серые лица колючие иголки. Из-за грунтовых вод людям приходится работать по колено в раскисшей грязи. Немногие выдерживали этот каторжный труд. Умерших хоронили без гробов, в общих ямах."

Рабочие вынимали землю, заливали бетон, укрепляли откосы камнем. На канале было построено 11 судоходных шлюзов, железобетонные плотины и земляные дамбы, насосные станции и гидроэлектростанции, перекинуты мосты. Шлюзы строили ценой неимоверных усилий, для их создания необходимо было отрыть в вязкой почве котлованы глубиной в 25 метров. Рассказывают, что плывун мог запросто засосать в недра тяжелый экскаватор, а бетон приходилось доставлять по постоянно размываемой водой грунтовой дороге. Только в дно шлюза был уложен пятиметровый слой бетона.

Канал имени Москвы. Мост.Шлюз. 1936..jpg
Строительство шлюза и железнодорожный мост. 1936 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/41766

04. Канал им.Москвы. Шлюз. 13.09.07.01.JPG

И вот, когда всё было готово, поступила команда "Остановить Волгу". Река обрушилась на плотину, остановив своё течение на три минуты, а наполнение всей длины канала водой заняло 13 дней. Об этом героическом строительстве рассказывают экспонаты музея в Яхромском РГС (поселок Деденёво).

01. Щукино. Алые паруса. 19.07.14.03..jpg

Вот оно - место, где волжская вода приходит в Москву-реку. Возле жилого комплекса "Алые паруса" установлен декоративный маяк, но на самом деле настоящий маяк располагался на стрелке, на противоположной стороне канала.

01. Канал им Москвы. Шлюзы. 19.07.14.18..jpg

Вдали видны ворота и башни шлюза № 8. Для чего нужны шлюзы и как они работают? Химкинское водохранилище и Москва-река в районе Щукино находятся на разном уровне и шлюзы этот перепад высот нивелируют. Например, судно с Москвы-реки входит в камеру шлюза, за ним закрываются герметичные нижние ворота, насосы начинают закачивать воду, камера шлюза наполняется водой, поднимая судно в камере на несколько метров, затем верхние ворота открываются и судно выходит наружу уже на более высоком уровне. Чтобы опустить судно, происходит обратный процесс.

01. Канал имени Москвы. 17.07.14.10..jpg

02. Карамышевский шлюз. 29.06.08.05.JPG
На фотографиях: шлюзование на Карамышевском гидроузле, который в систему канала имени Москвы не входит, но принцип работы шлюзов одинаковый. Процесс это неспешный, собственно камера заполняется минут за двадцать, но ведь надо ещё подождать, пока все суда войдут в шлюз, пока закроются ворота.

02. Карамышевский шлюз. 29.06.08.09.JPG

02. Карамышевский шлюз. 29.06.08.06.JPG

02. Карамышевский шлюз. 29.06.08.08.JPG

02. Карамышевский шлюз. 29.06.08.12.JPG

02. Канал им Москвы. Шлюзы. 13.09.07.06..jpg

Шлюзы № 7 и № 8 двухкамерные, они позволяют преодолевать на сравнительно коротком участке перепад высот в 36 метров. Спроектировал их архитектор Владимир Кринский. Габаритные рабочие размеры камеры — 290х29 метров. Все процессы полностью автоматизированы. В прежние годы эти сооружения работали с полной нагрузкой и в камеры набивалось по несколько теплоходов, барж и катеров. Сейчас требуется везение, чтобы понаблюдать воочию процесс шлюзования, ведь даже в разгар навигации за день здесь может пройти всего один буксир с баржей. Ну а пассажирские теплоходы здесь уже давно не ходят.

Канал имени Москвы. Шлюз8 с моста. 1938..jpg
Шлюз №8. Вид с моста. 1938 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/21302

01. Тушино. Жестокие игры. 25.07.10.доп.05....jpg

01. Канал им Москвы. Шлюзы. 19.07.14.15..jpg

01. Канал имени Москвы. 16.07.14.02..jpg

Канал имени Москвы. Шлюз 8. 1969..jpg
Шлюз №8. 1969 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/42706

Канал имени Москвы. Шлюз 8. 1970 1971..jpg
Шлюз №8. 1970-1971 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/84381

02. Канал им Москвы. Шлюзы. 19.07.14.04..jpg

01. Канал им Москвы. Оборона. 19.07.14.01..jpg

В годы Великой Отечественной войны окрестности канала стали оборонительным рубежом столицы от немецко-фашистских захватчиков. Немцы рвались к каналу, чтобы перерезать жизненно важную транспортную и водноэнергетическую артерию. По обе стороны до сих пор сохранились доты и пулеметные гнезда с мемориальными табличками: "Здесь в суровые дни 1941 года на ближайших подступах к Москве проходил рубеж обороны". В конце ноября 1941-го сотрудники Иваньковской ГЭС сбросили воду через плотину и вынудили отступить немецкие части, которые форсировали по льду Иваньковское водохранилище. 1 декабря по приказу Георгия Жукова вода из канала была сброшена в реки Яхрому и Сестру, создав водную преграду.

Канал имени Москвы. Жд мост. 1947..jpg
Железнодорожный мост. 1947 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/1548

Арочный железобетонный мост по проекту архитектора Александра Бачелиса имел рекордный пролёт 130 метров и был построен всего за 13 месяцев. Рельсы проложены по трехкилометровой насыпи высотой 22 метра, мягкий грунт насыпи утаптывали конями. После нескольких тестовых испытаний тяжёлыми паровозами и гружёнными камнями платформами 4 августа 1936 года открылось пассажирское движение по новому мосту. Пешеходная дорожка на мосту не предусмотрена.

01. Канал им Москвы. Мост. 19.07.14.02..jpg

02. Канал им Москвы. Шлюзы. 19.07.14.03..jpg

Между шлюзами № 7 и № 8 находится соединительный канал, на берегу которого построены жилые дома для сотрудников канала Москва-Волга. Летом горожане загорают на солнце, ловят рыбу и даже купаются в волжской водичке, пренебрегая запретами здравоохранительных организаций.

03. Ул. Большая Набережная. 17.07.14.01..jpg

Улица Большая Набережная, дом 11
Дом руководства канала Москва-Волга (Дом Наркомвода), архитектор Владимир Кринский, построен в 1934-1937 годах, реконструирован в 1958 году.

03. Дом Наркомвода. 16.07.14.02..jpg

03. Дом Наркомвода. 16.07.14.00..jpg

03. Ул. Большая Набережная. 17.07.14.06..jpg

В эти же годы и после войны здесь выросли кварталы малоэтажных домов, возле канала они еще сохранились. А на улице Свободы подобные двухэтажки снесены, в Тушино не первый год ведётся интенсивная современная застройка на месте бывшей промзоны и ветхих жилых строений.

03. Ул. Большая Набережная. 16.07.14.05..jpg

03. Ул. Большая Набережная. 16.07.14.13..jpg

03. Ул. Большая Набережная. 16.07.14.09..jpg

03. Ул. Большая Набережная. 16.07.14.08..jpg

01. Канал им Москвы. Шлюзы. 19.07.14.01..jpg

Канал имени Москвы. Шлюз 7. 1965 1975..jpg
Шлюз № 7. 1965-1975 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/82156

Канал имени Москвы. Шлюз 7. КПЛ 351. 1984 1985..jpg
Монтаж плавучего крана. 1984-1985 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/82254
Зимой 1984/1985 годов этот шлюз превратился в судоверфь: здесь собирали гигантский плавучий кран КПЛ-351. Могучий механизм изготовили в Австрии и доставили в Москву разобранным на три части.

04. Канал им.Москвы. 21.09.07.18.JPG

04. Канал им Москвы. Шлюзы. 13.09.07.02..jpg

04. Канал имени Москвы. 17.07.14.14..jpg

04. Канал имени Москвы. 17.07.14.15..jpg

04. Канал имени Москвы. 16.07.14.07..jpg

06. Канал имени Москвы. 17.07.14.16..jpg
Швартовая стенка для судов, которые ожидают разрешение на проход в шлюз.

06. Канал имени Москвы. 17.07.14.06..jpg

06. Канал имени Москвы. 17.07.14.20..jpg
Аварийно-ремонтные ворота позволяют перекрыть шлюзовую лестницу от Химкинского водохранилища.

06. Канал имени Москвы. 17.07.14.01..jpg
В сторону улицы Свободы уходит Сходненский деривационный канал, который предназначен для сброса излишков воды.

06. Канал имени Москвы. 17.07.14.18..jpg

07. Канал имени Москвы. 17.07.14.09..jpg

Отсюда открываются живописные панорамы Химкинского водохранилища, а этот берег неухожен и запущен. Часть территорий занимают чьи-то эллинги для лодок и катеров.

06. Канал имени Москвы. 17.07.14.19..jpg

06. Канал имени Москвы. 17.07.14.21..jpg

Канал имени Москвы. Салют. 1937 1950..jpg
Стадион "Салют". 1950-е годы: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/7275 На заднем плане на фотографии виден спортивный комплекс "Трудовые резервы", построенный в 1950-х годах. Перед зданием был сооружён велотрек - овал с наклонными сторонами, на которые уложено специальное деревянное покрытие. По словам местных жителей, комплекс давно не эксплуатируется. Вроде бы какие-то структуры проявляют интерес к этому месту, но не факт, что именно для возрождения тушинского спорта, а не для торгово-офисной застройки.

07. Лодочная ул. ТрудРезервы. 17.07.14.06..jpg

07. Лодочная ул. ТрудРезервы. 17.07.14.01..jpg

07. Лодочная ул. ТрудРезервы. 17.07.14.04..jpg

07. Улица Досфлота. Заброшка. 17.07.14.02..jpg

Пятиэтажная гостиница «Трудовые резервы» построена к Олимпийским играм 1980 года (по другой информации - в 1967 году). В эксплуатацию ее так и не ввели, видимо в связи с тем, что большинство капиталистических стран бойкотировали Олимпиаду в СССР и для этой гостиницы попросту не нашлось постояльцев. Говорят, в холле первого этажа сохранилась лепнина советских времен, но местные жители не рекомендуют любопытствовать: заброшка превратилась в бомжатник и наркопритон.

07. Улица Досфлота. Заброшка. 17.07.14.01...jpg

07. Досфлота проезд. 22.02.09.01.JPG

07. Досфлота проезд. 22.02.09.03.JPG

01. Тушино. Жестокие игры. 25.07.10.доп.14....jpg

А что под мостом Бачелиса делают люди с тарзанкой? Они приходят сюда с набором здоровенных крюков и называют своё действо Suspension Tricks. Когда наскучат пирсинг и татуировки, наступает время новых жестоких игр с собственным телом. Шок-контент! Возрастное ограничение: 18+
http://www.yamoskva.com/node/5526

01. Тушино. Жестокие игры. 25.07.10.19...jpg

04. Канал имени Москвы. 16.07.14.01..jpg

Ознакомиться с историей создания канала имени Москвы и посмотреть ретрофотографии можно на сайтах:
Официальный сайт: http://www.fgup-kim.ru/
Карты и старые путеводители: http://www.locman.net/kim.htm
Исторические фотографии: http://alexvess.livejournal.com/35088.html?thread=313616
Путешествие в фотографиях: http://yablor.ru/blogs/puteshestvie-po-kanalu-im-moskvi/450085
История строительства: http://www.webpark.ru/comment/45260
Прогулка по заброшенным местам Тушинской стрелки: http://anothercity.livejournal.com/988581.html
Tags: архитектура, места
Subscribe

promo ilovemoscow august 10, 2013 21:59 115
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments