moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote in ilovemoscow,
moscow_i_ya
moscow_i_ya
ilovemoscow

"От Сокольников до Парка на метро"



На днях прошел небольшой юбилей - один из первых в череде ожидающихся дат к 80-летию московского метро. 14 октября 1934 года состоялось первое испытание пробного поезда Московского метрополитена, состоявшего из вагонов типа "А" - примерно таких, как на фото.
Фото современное, это ретропоезд, который ходит сегодня по "красной", самой первой ветке московского метро.
Я хочу проехаться с вами по этой ветке, которая наверное всем (ну или почти всем) читателям хорошо знакома, и попробовать взглянуть на нее не как на место, где мы давимся в толчее или бежим на пересадку, а на памятник истории и архитектуры. А для этого немного окунуться в исторический контекст строительства московского метро.

В 1935 году, когда было открыто московское метро, был принят Генеральный план реконструкции Москвы.
На смену малоэтажной Москве старых особнячков и изящных доходных домов, лавок и лавочек, Москве шумной, хаотичной, с узкими улочками, извилистыми переулками и тенистыми бульварами, должна была придти Москва - столица победившего социализма, Москва огромных полупустых пространств, высоких зданий, широких прямых проспектов, больших парков и гранитных набережных (Везде должны доминировать «здания-монументы», которые «полным голосом будут говорить об архитектурном богатстве, о бьющей через край полнокровной жизни социалистической столицы»)..
В годы, когда строилось метро или немного позже, были снесены постройки старого Охотного ряда. На освободившемся месте были построены гостиница «Москва» и монументальное здание Дома Совета Труда и Обороны (ныне Госдума). Снесены были постройки, заслонявшие выход с улицы Горького на Манежную площадь. Убрана застройка конца XIX — начала XX в. у собора Василия Блаженного со стороны Москвы-реки (Зарядье), начат снос стен Китай-города, построены широкие мосты через Москву-реку, расширена и застроена улица Горького (Тверская). Таким образом, "Москва получила центр, отвечающий реальным жизненным потребностям и одновременно представительный, соответствующий государственному значению столицы".

Для наглядности - улица Горького до и после реконструкции





Разработка Генплана (1931-35) и первые работы по реализации шли одновременно со строительством метро (1932-35). Фактически метро стало первым крупным завершенным проектом Генерального плана, демонстрацией новой Москвы. Отсюда - мрамор, простор, великолепие, все это общедоступно и совершенно непривычное для москвичей 1935 года.
При всем великолепии первой линии метро далеко до  более поздних станций эпохи Сталинского ампира, где много помпезных украшений, мозаик, скульптур. Они достаточно просты и гармоничны - и на мой вкус очень красивы.
Поэтому я приглашаю вас проехаться "от Сокольников до Парка на метро" вот в таком ретро-вагоне и посмотреть некоторые (не все, чтобы не надоело) станции.




Сокольники




Комосмольская




Красные ворота (которые успели побыть Лермонтовской). В оформлении - тема красных ворот.






Библиотека имени Ленина




Кропоткинская - моя любимая станция на этой линии. Изначально она называлась Дворец Советов, отсюда - праздничный белый цвет, изящные колонны, широкая платформа






Парк культуры. Приехали...



Использованы материалы отсюда



Оригинал взят у moscow_i_ya в "От Сокольников до Парка на метро"

Subscribe

promo ilovemoscow август 10, 2013 21:59 116
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments