Сыромятники

Район Сыромятники получил своё название в XVIII—XIX веках по расположению на месте существовавшей в XVII веке Сыромятнической слободы (от сыромятник — "кожемяка, мастер, занимающийся изготовлением сыромятной кожи"). В Сыромятниках также находятся Сыромятническая набережная, Верхняя, Нижняя и Новая Сыромятнические улицы, 1-й — 4-й Сыромятнические переулки и Сыромятнический проезд.






На Садовое кольцо торцом выходит жилой дом с большим ювелирным магазином. В советские времена, там вроде бы размещался гастроном.



Заброшка по адресу 2-й Сыромятнический переулок, 4















В переулках чудесным образом сохранился деревянный дом





1882-1883 гг. Нижние Сыромятники и Хлудовские богадельни:











Бывшая городская усадьба Долгоруких











Здание школы № 401 было построено в 1953 году. Ныне здесь физико-математический лицей.







ДК Метростроя в Костомаровском переулке. Костомаровский переулок является продолжением Верхней Сыромятнической улицы и ведёт к Костомаровскому мосту через Яузу.













Один из тоннелей под железной дорогой





Уникальный трамвайный тоннель под железнодорожным путепроводом Курского и Горьковского направлений, с вложенной колеей для трамвая (габарит тоннеля вмещает только один трамвайный путь). Трамвайные пути под путепроводом проложили рядом. То есть они сплетаются, но не соединяются, идут в 20 сантиметрах друг от друга, а потом снова расплетаются. Таким образом трамваи в тоннеле идут каждый по своему пути, но эти два пути занимают место одного.

Сыромятники



Остатки промзоны





Промышленная зона в XXI веке утратила первоначальное предназначение и превращается в большую арт-площадку. На бывших территориях "Московского комбината вин" и "Манометра" сейчас расположены культурные центры Винзавод и ArtPlay.





Главный дом усадьбы Гусева-Марецкой в 4-ом Сыромятническом переулке, д.1, стр.2, построен в начале XIX века.





Таможенный мост — пешеходный мост в Москве через реку Яузу. Построен в 1939 году. Соединяет Золоторожскую и Сыромятническую набережные.



Яуза — малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина — 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста. Название реки древнее, точное его происхождение остается неизвестным, но, предположительно, слово имеет балтийские корни.



Пристань, оборудованная швартовыми кнехтами



Сыромятнический (Яузский) гидроузел (1940 г.) — гидротехническое сооружение в Москве на реке Яузе в трёх километрах от её устья. Раньше на этом месте находился Золоторожский мост, соединявший Сыромятнический проезд с районом Лефортово. По планам 1935 года на Яузе планировалось возвести четыре таких сооружения. Гидроузел состоит из шлюза возле левого берега и водосливной плотины возле правого берега. Между шлюзом и плотиной находится небольшой искусственный остров, на котором находятся сооружения гидроузла. В нижнем бьефе возле плотины всегда стоят мусоросборные суда.

1940 год. Гидроузел:

http://pastvu.com/p/60017











Андроников виадук — железнодорожный мост Курского и Горьковского направлений МЖД на перегоне между Курским вокзалом и платформой Серп и молот. Построен в 1865 году по проекту инженеров Н.Колоколова, С.Терёхина и архитектора Б.Надежина. В 1950—1951 годах мост был реконструирован.

1888 год:

http://pastvu.com/p/418





promo ilovemoscow august 10, 2013 21:59 115
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…
Спасибо!
Попробую прокомментировать фотографии с точки зрения "местного жителя". Буду двигаться по Вашим фотографиям сверху вниз. Да, действительно ВЕСЬ (!) подвал этого не маленького дома занимал гастроном, а именно в этом торце здания были огромные ворота, которые запускали в подвал грузовики и фуры, на улице они не разгружались- только в подвале. Гастроном был популярен, т.к. даже в самые голодные времена в нем хоть что-то да было. В противоположном торце и с отдельным подвальным входом была булочная в которой ВСЕГДА был горячий хлеб. Ребятня обожала туда бегать за вкуснейшими булочками по 3 копейки.... А на другой стороне улицы, прямо напротив этого дома, был парк для ожидающих поездов Курского вокзала. Напротив торца с булочной, практически почти на Садовом была пельменная, которая кормила вполне вкусными пельменями- с удовольствием бегали туда перекусить после прогулок.
Заброшенное здание меня удивило- я его помню жилым домом, но тут интересно другое: напротив заброшки огромный стеклянный офисный центр, а раньше на его месте стояла уникальная усадьба-замок. Выглядела как какой-то готический замок, с шпилями башенок и узкими окнами-бойницами. Было заброшено еще в пору моего детства, т.е. 30 лет назад, но парадокс- оно не разрушалось и не разграблялось!
Горка у "наклонных гаражей"- любимое место для катания на санках! А, если "перепрыгнуть" гаражам за спину, то там парк в котором снимали фильм "Покровские ворота"- сцены где Хоботов встречается с соседями в больничном парке после операции.
Ресторан "Гладиатор".... Ну, что сказать- раньше на этом домике была табличка, что это памятник, т.к. в нем жил и работал доктор Боткин...
401-я школа, здравствуй родная! Вот оно- детство! Одно время это здание было закрыто и вроде бы где-то рядом строили новый корпус школы, точно не скажу- лет 20 там не был...
ДК Метростроя, в народе звался "Метрик" и был очень любим за наличие кинотеатра и эстрады. Вход был с улицы (где сейчас "Сытый папа"), а выход в торце здания (под растяжкой "С днем Победы"). Известная певица Татьяна Овсиенко попала в автокатастрофу именно по пути на концерт в Метрик.
Продолжение последует.
Продолжаю )
Про тоннели: всего их два- трамвайный и сдвоенный автомобильный, физически автомобиль может и по трамвайному проехать, но знаки это запрещают категорически. До 90-х годов знаков не было и местные жители предпочитали передвигаться на авто именно через трамвайный туннель. Причина заключалась в том, что к автомобильному туннелю еще надо было проехать! Сейчас этого не понять, но я попробую объяснить. На фотографии видно, что из туннеля улица уходит круто налево и правее, налево это к багажному отделению Курского вокзала, а правее на 4-й Сыромятнический переулок к въезду на территорию бывшего винзавода. А теперь представьте: ВЕСЬ (!!) переулок был забит грузовиками и фурами стоящими в живой очереди на винзавод! Причем стояли по обеим сторонам переулка, а зимой в районе дома 3/5 начиналось представление- там довольно крутая горка и фуры не могли ее "взять"... Ну и посмотрите внимательно на "боевые шрамы" на потолке этого туннеля- периодически находились горячие головы на грузовиках, которые не проходили по высоте, и грузовик застревал! Враспор!!!! Часто на несколько дней...
Ну и последнее к этой фотке туннеля: если пойти налево к багажному отделению, то какой же там стоял звон- звенели бутылки на конвейере винзавода))))
Про трамвайный туннель Вы очень хорошо рассказали, могу только добавить, что он снимался во многих фильмах, например в цикле "Александровский сад. Охота на Берию" именно в этом туннели главные герои пытаются остановить войска преданные Берии.
Жалко нет фотографий домов напротив промзоны, практически напротив дома 3/5 по 4-му Сыромятническому переулку- там на доме сохранился вензель "Северного общества"- это декабристы.
Усадьба Гусевой-Марецкой: у местного населения она называлась "рыбкой" из-за занимавшего ее какого-то отдела рыбпрома СССР. Была мечтой мальчишек, т.к. во дворе стояли настоящие морские катера, гусеничные вездеходы и прочая экспедиционная техника. Охранялась крепко и попасть "на катера в рыбке" было подвигом среди мальчишек )) Правда она считалась усадьбой Голицыных, но тут я не уверен. Причем были остатки старого парка при усадьбе разбросаны по дворам ближних домов. Между усадьбой и домом 3/5 сохранилась лестница к Яузе, во дворе дома 3/5 замаскированный под центральную клумбу бывший фонтан...
Кстати и сам дом 3/5 весьма выдающееся явление. Он был построен в 20-е годы (толи 24, толи 29...) и изначально предполагался, как гостиница при Курском вокзале, но потом передумали и заселили его трудящимися. Дом имел коридорную компоновку, т.е. зайдя в один подъезд можно было по коридору этажа выйти в другой. Ванн в квартирах не было- было две ванные комнаты на этаж. В некоторых квартирах не было и кухонь- была одна общая на этаж...
Шлюз. Жуткое место! Не могу объяснить почему, но там было много суицидов. Правда это не мешало по весне мелкой ребятне таскать оттуда щучек и прочих карасей и плотвичек. Рыба шла вверх по Яузе на нерест и упиралась в водопад шлюза, тут ее детки "телевизорами" и таскали (сетка натянутая на квадратный каркас).
Ну и наконец Андроников виадук. Отличался дурной славой у автомобилистов. Снимок с поездом на виадуке сделан ровно с того места где машины несколько (!!) раз в год вылетали в реку! Там глубоко: грузовик с мебельной будкой уходил весь под воду, выживших было мало, как правило, если говорили, что опять кто-то вылетел у виадука, о пострадавших не спрашивали...
Вот, как-то так! Извините, если долго ))
Большое спасибо! А Вы на https://pastvu.com/ зарегистрированы? Это расширенная с прошлого года версия сайта oldmos.ru. Ресурс посвящён старым городским фотографиям, снятым до 2000 года, а самое замечательное это как раз комментарии старожилов.
Сейчас пройду, посмотрю и зарегистрируюсь. Старая Москва это моя слабость, я жил и учился в Сыромятниках, учился на Покровке и в Лефортово, исходил и излазил (когда они были заброшены) кучу московских особняков.
А сейчас я, как и ВСЕ мои одногодки-соседи по Сыромятникам живу в ближнем Подмосковье и с ностальгией вспоминаю Москву моего детства и юношества, сейчас ее уже нет, как нет в центре Москвы и москвичей...
Только сейчас заметил- между фоткой трамвайного тоннеля и фоткой "Люби маму" есть фотография с подписью "остатки промзоны", это не совсем так. На фотографии терминал почты России при Курском вокзале (багажное отделение, в народе- багажка) Грузовик или фура загоняется между этих "ограничителей" и погрузчик прям с платформы может заезжать в кузов грузовика. Обычно это происходит ночью или очень рано утром, а потом весь день терминал выглядит именно так. Так было до середины 90-х, но внешне ничего не изменилось.