den_176 (den_176) wrote in ilovemoscow,
den_176
den_176
ilovemoscow

Categories:

Дом переехал


"Захотим -
И дом подвинем,
Если нам мешает дом!"

Эпиграфом к этому материалу я взял заключительные строки стихотворения Агнии Барто "Дом переехал", оно написано в конце 30-х годов прошлого века, когда столица молодого советского государства Москва перестраивалась по генеральному плану реконструкции 1935 года, сносились многочисленные районы старой застройки, а на их месте возводились новые дома, прокладывались широкие проспекты, через Москву-реку было возведено несколько новых мостов. Но не всё пошло на слом, некоторые здания старой и относительно новой постройки были передвинуты со своих "насиженных" мест, об одной из таких грандиозных строительных операций и написала своё стихотворение детская поэтесса Барто, и именно этот известный дом вы видите на заглавной фотографии.
У проекта "Москва глазами инженера" есть интересная экскурсия, рассказывающая об этих масштабных работах, и вот в минувшие выходные мне удалось побывать на ней.

Под катом мой рассказ и фотографии некоторых "передвижников", о каких-то вы знали, а вот о некоторых, я уверен, даже и не догадывались.

Оригинал взят у den_176 в Дом переехал

2. У метро "Новокузнецкая" группу встречает автор проекта "Москва глазами инженера" Айрат Багаутдинов, он нам расскажет об истории передвижки зданий, поведает о людях, руководивших этими работами, объяснит технологию передвижки и собственно покажет эти исторические дома.

3. Дома о которых пойдёт речь на экскурсии хоть и располагаются в пределах центра Москвы, но всё же значительно отстоят друг от друга, поэтому перемещение между объектами происходит на автобусе.
Первый адрес нашей экскурсии улица Садовническая, дом 77, около Краснохолмского моста. Этот дом был построен в 1929 году, в 1937 году было принято решение его передвинуть, так как он мешал строительству Краснохолмского моста и съездов с него. Этот дом теперь зажат между зданием поздней советской постройки и сооружением, возведённым совсем недавно.
Фото ниже сделано с моста, строительству которого и мешал этот дом.

4. В нынешнее время о масштабах проведённых работ мы можем судить только по самим зданиям, всё, что возводится для перемещения, потом демонтируется и после этого о передвижке дома можно даже не догадаться.
Ведя экскурсию и рассказывая о технологии передвижки, Айрат показывает фотографии тех лет, сделанные на строительных площадках.

5. Как я и говорил, возле дома не увидеть и следа от проведённых работ.
Дом на Садовнической стал одной из первых больших работ по передвижке, масса передвигаемого здания составляла 8.000 тонн, все дома, передвинутые в Москве до этого момента, весили в разы меньше.

6. Хоть дом и был относительно новым, но вот качество его постройки оставляло желать лучшего, да и возведён он на берегу реки на сложном грунте.
Первоначально дом был построен в форме буквы Г, перед передвижкой он был распилен, малая часть его переместилась без изменений, а вот длинную "ножку" сдвинули от оси первоначального размещения на 19°. Один край дома был сдвинут на 34 метра, другой - на 58, какими конструктивными методами всё это достигалось, подробно рассказывает Айрат в своей экскурсии.

7. На фасаде дома видны конструкции, предотвращающие его разрушение при движении, после окончания работ их решили не демонтировать.
В конце 60-х годов малая часть дома была разрушена в следствии взрыва бытового газа, после аварии её разобрали окончательно. Вот поэтому дом заканчивается такой причудливой и на первый взгляд непонятной и сложной геометрически формой.

8. Наша следующая остановка на улице Серафимовича, около дома, передвижке которого посвящено стихотворение Агниии Барто.
Особенностью этого перемещения, проведённого в октябре 1937 года, стало то, что дом должен был поехать по уклону вверх, поэтому его сначала подняли на домкратах на высоту 1 м 87 см, а потом передвинули на 74 метра на заранее выстроенный цокольный этаж. Вес этого здания составляет 7.500 тонн.
Напомню, что этот же дом изображен на заглавной фотографии.

9. Мы переместились на Тверскую улицу, самую известную в вопросе передвижки домов в Москве, в те годы она носила имя Максима Горького.
Камергерский переулок, здание Московского Художественного Театра, оно не подверглось полной передвижке, но вот во время реконструкции в 1983 году его часть была отрезана, отодвинута на 24 метра, а потом придвинута к вновь возведённой пристройке обратно на 12 метров.

10. На верхней части фото видна крыша над сценическим пространством в виде перевёрнутой лодки, она располагается как раз над той частью здания, что подверглась реконструкции и достройке, ну а, грубо говоря, сама "лодка" стала длиннее на 12 метров.
Это была последняя передвижка здания в советской Москве.

11. Буквально во дворе, образованном МХТ и зданием, стоящим по ул. Тверская, находится уникальный дом, по моей версии это вообще жемчужина данной экскурсии.
Подворье Саввинского монастыря. Москвичи, признавайтесь, многие ли из вас видели этот "теремок"?)))

12. Нынче Тверская это довольно просторная и широкая улица, во многих наших городах проспекты меньше и уже, нежели эта столичная транспортная артерия, уходящая на северо-запад от Кремля. Но не всегда Тверская была такой, благодаря плану реконструкции 1935 года улица была вновь отстроена с таким размахом. Многие нынешние здания были построены во дворах домов, стоящих на красной линии улицы, впоследствии эти старые постройки были снесены. Участь сноса ожидала и дом Саввинского подворья, но жильцы написали письмо руководству Москвы с просьбой о переносе строения, благо в то время в столице такие работы были уже не в диковинку.

13. Неизвестно, что же спасло этот дом от сноса, то ли его красота, а может быть возможность установить рекорд, ведь такие масштабные передвижки строений ещё не производились нигде в мире. До того момента рекордом был перенос здания в США весом 11.000 тонн, а Савинское подворье весило 22.500 тонн!

14. Очень красивый дом, и не так прост на первый взгляд, конструктивно он выполнен в форме цифры 8, лежащей на боку (или знак бесконечность ), за фасадом располагается внутренний дворик, разделённый в свою очередь вставкой.

15. Хорошо, что этот дом остался цел и дожил до наших дней.

16. Работы по передвижке дома велись три дня, без отселения жильцов, в результате он был отодвинут в глубь на 50 метров. При перемещении все коммуникации были подсоединены к зданию на гибкой и мобильной основе, так же делалось и во всех других случаях.

17. Я сотни раз проходил мимо этого места, даже не догадываясь о существовании поблизости такой красоты. Я наверняка неоднократно видел часть этого дома, вот же она проглядывает в арке дома №6 по Тверской, но был невнимателен)).

18. Буквально наискосок от предыдущего места стоит очередной рекордсмен строительных передвижек - здание Моссовета. В те годы здание ещё не имело двух своих верхних этажей, оно было передвинуто вместе с людьми, не прерывая рабочий процесс, за рекордные 41 минуту.
Всеми передвижками зданий занимался специально образованный в середине 30-х годов трест, работы возглавлял инженер Эмануил Гендель.

19. Но в Москве передвигали не только дома, памятник Александру Сергеевичу Пушкину был так же передвинут и развёрнут на 180° на одноимённой площади, с одной её стороны на другую, эти работы проводились летом 1950 года.

20. На Тверской есть остановка "Глазная больница", но саму клинику на улице вы не найдёте. Дело в том, что она в 1941 году уехала с улицы Горького, в соседний переулок Садовских, ныне носящий своё старое имя Мамоновский.
Уникальность этого переезда в том, что здание при передвижке было развёрнуто на 90°.
Из-за большого уклона в этом месте изначально трёхэтажное здание было перемещено на специально построенный цокольный этаж. Видите большой застеклённый арочный проём над входными дверями? Раньше он был входом в здание, а после переноса оказался этажом выше.

21. Этот особняк 18 века построен в виде буквы П, до передвижки его боковые скруглённые части были в два этажа, но после были достроены.
Городские легенды гласят о том, что во время передвижки в клинике даже не прерывались глазные операции, но что-то мне в это не верится)).

22. Прямо напротив глазной клиники находится не менее интересный объект строительных передвижек - это комплекс из трёх зданий, передвигавшихся одновременно, его общая масса составляет 24.500 тонн. По своему, это тоже рекорд, но Саввинское подворье лидирует по массе передвигаемого здания, а тут рекордный вес передвигаемых домов одновременно.

23. Автобус перевозит нас с Тверской к финальному объекту экскурсии, старому Андреевскому мосту, расположившемуся между Фрунзенской и Пушкинской набережными.
Этот мост был возведён в 1905-07 гг и был частью малого кольца Московской окружной железной дороги. При строительстве третьего транспортного кольца Москвы было решено этот мост демонтировать, а на его месте построить новый, железнодорожное сообщение по московскому кольцу к тому времени уже было прекращено.

24. Правительство Москвы приняло решение не уничтожать старый мост, а перенести его ниже по течению и превратить в пешеходную зону. После проведения всех подготовительных работ, в конце мая 1999 года на трёх баржах конструкция моста весом 1.400 тонн, длиной 135 м и высотой 15 м, была перемещена на новое место.
Так как ширина реки в этом месте больше (225 м) чем место первоначального нахождения моста (135 м), то потребовалось сооружение дополнительных опор. Видно, что центральная конструкция значительно меньше того размера, что потребовался бы для строительства моста на этом месте.

25. Теперь Пушкинский мост, это его правильное название, или как его ещё называют старый Андреевский, превращён в пешеходную зону.

26. Мост имеет закрытую застеклённую конструкцию, но в летние месяцы можно выйти на боковые открытые террасы.
Со стороны Фрунзенской набережной мост оборудован эскалаторами.

27. Таким же образом в 2000 году был перенесён и переоборудован в пешеходный Краснолужский мост.
К сожалению, эти две масштабные передвижки единственные работы по переносу сооружений в современной Москве. Видимо, все навыки и наработки, разработанные трестом Генделя, были утрачены, вернее сейчас нет инженеров, что возьмутся за такие масштабные работы как перенос домов. Ведь ещё в 30-х годах прошлого века расчёты Генделя показали, что работы по переносу здания обходятся дешевле, чем его снос и постройка нового дома.

Отдельно бы хотелось рассказать о проекте "Москва глазами инженера", автор которого, Айрат Багаутдинов, и провёл данную экскурсию. Проект ставит своей задачей рассказать большему количеству москвичей и гостей города об архитектурной составляющей столицы, раскрыть тайны и объяснить принципы строительной инженерии, с чем Айрат, инженер-строитель по образованию, прекрасно справляется, его рассказ познавателен и лёгок к восприятию, повествование изобилует профессиональными тонкостями, но совершенно ими не перегружено, на экскурсии Айрата интересно как школьникам, так и людям постарше, не заскучают ни физики, ни лирики. Поверьте, проверенно на личном опыте)).

У проекта очень большой выбор тем экскурсий, с их перечнем вы можете ознакомится на сайте проекта.
Мне видится, что такая экскурсия сможет стать отличной составляющей выходного дня, проведённого в городе, тем более впереди тёплые и располагающие к прогулкам времена года.

Спасибо сообществу mosblog, за то, что познакомило с таким интересным проектом.

В заключении хочу показать вам сюжет телеканала "Россия" о передвижке домов в Москве.



Tags: архитектура, выходные, места, экскурсии
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo ilovemoscow август 10, 2013 21:59 115
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments