Михаил (doc_chaev) wrote in ilovemoscow,
Михаил
doc_chaev
ilovemoscow

Categories:

Музей слепков им. И.В.Цветаева.

Мало кто их москвичей знает про этот музей. Дело в том, что, Иван Владимирович Цветаев задумывал ныне известный всем  музей (ныне ГМИИ им.А.С.Пушкина),   как просветительский проект. "Музей изящных искусств , организуемый при  Московском университете с учебно-воспитательною целью, имеет своим назначением представить в историческом порядке судьбы скульптуры, зодчества и живописи у древних и новых народов и через это дать учащемуся юношеству и публике необходимые средства к изучению искусств, к облагорожению их вкусов и развитию в них эстетических понятий", - писал он.


Музей был открыт в 1898 г. и поначалу функционировал согласно замысла И.В.Цветаева, но постепенно главная идея стала размываться. Особенно после революции 1917 г. Предметы искусства из национализированных  частных коллекций широкой рекой потекли в Музей, вытесняя слепки с античных скульптур в хранилища. В наши уже времена нашлись хорошие люди и решили реинкарнировать замысел И.В. Цветаева . В результате 30 июня 1997 года был открыт Учебный художественный музей   назван именем И.В. Цветаева. Музей расположен в здании Российского государственного гуманитарного университета и является отделом Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.  В 7 залах музея представлено 750 слепков и копий с памятников искусства древнего Египта и Передней Азии, Древней Греции, Рима, европейского Средневековья и эпохи Возрождения. Музей работает с 10 до 17 час  кроме воскресенья и понедельника.  Адрес: ул.Чаянова, дом 15 в здании РГГУ. Имеет отдельный вход с улицы. От метро "Новослободская" пешком 10 минут.


Слепки с древнеегипетских памятников находятся в залах 1 и 2, расположенных на первом и третьем этаже. В зале, расположенном на первом этаже, экспонируются слепки с памятников Древнего и Среднего царств.  Особенное  внимание естественно уделялось изображениям царей: Хефрена - строителя одной из грандиозных пирамид в Гизе , Аменемхета Ш, который построил огромный дворец, названный греками за множество помещений "лабиринтом".


В следующем зале отражен период  Нового царства.  Скульптурные портреты царицы Хатшепсут   и ее пасынка фараона Тутмеса Ш (конец первой половины II тыс. до н. э),  портрет фараона Сети 1 из храма Осириса в Абидосе, статуя Рамсеса II из храма с острова Элефантина  изображает его в короне Объединенного Египта с жезлом и плетью в руках.


В третьем зале представлены слепки с произведений искусства народов, населявших древнюю Переднюю Азию на протяжении почти трех тысячелетий, начиная с середины III тысячелетия до н.э. и до середины I тысячелетия н.э.  Основная часть слепков была заказана   И. В. Цветаевым  в  мастерских  парижского Лувра, Британского музея  и Переднеазиатского музея в Берлине.   Наиболее ранние экспонаты происходят из Южной Месопотамии и  временем,  первого объединения Двуречья под властью аккадских правителей(24 - 23 вв. до н.э.).   Шумерское искусство 22 в. до н.э. представлено диоритовыми статуями правителя Лагаша – Гудеа.  Из старовавилонского периода предсавлена известная нам еще по учебникам истории базальтовая стела с законами царя Хаммурапи (18 в. до н.э.).  После гибели в 13 в. до н.э.  Ассирия, очередной гегемон этого региона, главной темой искусства сделала прославление безграничной  мощи ассирийских царей.


Следующие залы посвящены античному искусству. В развитии античного искусства принято выделять несколько этапов: архаический, классический, эллинистический, римский. Им, по мере возможности, соответствует экспозиция античных залов Музея (5-й эт.). Древнейший экспонат зала архаического периода - амфора 750 г. до н. э., найденная в Афинах у Дипилонских ворот, с росписью геометрического стиля Центральный экспонат зала - "Дискобол" Мирона 450 г. до н. э. представляет один из вариантов римских копий . В зале (стена против входа) представлены несколько элементов оформления Парфенона: скачущий всадник, состязание колесниц, жертвенные животные из процессии, следующей к алтарю Афины. Весь новый ансамбль афинского Акрополя, замысленный Периклом и Фидием,  возводился как храм и как памятник - знак победы греков над Персией, символ единения Греции под эгидой Афин.




Наиболее известные статуи, находящиеся малом зале 6 этажа , "Дорифор" и "Диадумен" ок. 440 и 420 гг. до н. э., восходят к Поликлету. Мы видим ее также в статуе Геракла, приписываемой Праксителю . Центр зала занимает уменьшенная копия менады Скопаса сер. IV в. до н. э., кружащейся в экстазе вакхической пляски. Дошедшая до нас скульптура представлена римскими копиями или сделана по мотивам греческого "исторического портрета".


В  большом зале 6 этажа можно  выделить три зоны, и первая из них  посвящена аттическим стелам. Мемориальный рельеф Аттики - явление уникальное. Его можно посчитать за отдельный жанр, вобравший в себя все достижения эллинской мудрости, чувства и мастерства. Изображения на надгробных стелах развивают несколько сюжетных линий: тему воина (Стела Дексилея, ) и героя (Стела из Илисса ), служанки и госпожи (Стела Фрасиклеи ).  Центральная зона зала отведена скульптуре эллинизма. В них скульптор продолжает развитие монументального образа бога-атлета, вложив в него новый смысл. В группе "Гермес и Дионис"  Гермес протягивает виноградную кисть юному богу, тем самым приобщая Диониса его стихии.  С именем Праксителя так или иначе связаны все статуи Афродиты, представленные в зале. По преданию, он первым решился показать богиню обнаженной, использовав как тему и в качестве благовидного предлога процедуру омовения.  В экспозиции представлены и  основные темы римского искусства (последняя часть зала).


В самом большом зале № 7  представлена обширная экспозиция слепков с произведений средневекового искусства , в основном созданных в период перехода от античности к Средневековью, а также начиная с Каролингского времени до периода поздней готики.

Tags: музеи
Subscribe

  • Стритарт Видное

    Видное - город небольшой, с граффити и стрит-артом тут проблемы, может это и к лучшему, а может и нет. Не всем нравятся размалеванные стены, лично…

  • Лето в Видном

    Уже половина лета прошло, а я еще ни одной летней прогулки по Видному не выложил, не порядок, решил исправиться. Копил фотографии, гуляем редко,…

  • Москва, как она есть. Улица Сретенка (часть 1)

    Наконец-то я добрался до этой улицы, тут столько интересного и столько истории, что рассказ с вашего позволения разобью на две части. Поехали.…

promo ilovemoscow august 10, 2013 21:59 116
Buy for 100 tokens
Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том - что хотелось бы видеть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment