Модель метровагонов «Еж» разрабатывалась в конце 1960-х годов. В отличие от предшественника «Е», все пассажирские двери у типа «Еж» смещены в сторону кабины машиниста, что позволило вместо маленьких сидений в торцах вагона установить полноценные трехместные. Первый вагон «Еж» был выпущен в 1970 году и получил № 5101. Сначала все вагоны выпускались с полным комплектом оборудования для управления поездом, но вскоре после начала производства было принято решение о выпуске части вагонов с кабиной машиниста, но без части оборудования. Эти вагоны получили индекс «Еж-1» и стали использоваться только как промежуточные, однако, в случае нехватки головных вагонов их без труда можно было дооснастить до уровня «Еж». В Москве они эксплуатировались до 2010 года на Филёвской и Арбатско-Покровской линиях.
Сейчас только на Таганско-Краснопресненской линии можно встретить вагоны типа «Еж-3», которые строились в 1973-1977 годах на Мытищинском машиностроительном заводе или Ленинградском вагоностроительном заводе имени Егорова. Они отличаются от «Еж» изменённой электрической схемой: ставились более мощные тяговые электродвигатели ДК-116А, применено импульсное регулирование напряжения в режиме реостатного торможения на высоких скоростях. Все вагоны «Еж-3» — головные и эксплуатируются чаще всего с промежуточными вагонами «Ем508Т». Пассажировместимость - 264 человека. Обслуживаются вагоны типа «Еж-3» в электродепо «Выхино» (открылось 31 декабря 1966 года) и «Планерное» (открылось 28 декабря 1975 года).
В 1973 году первые вагоны «Еж-3» поступили в электродепо «Красная Пресня» для работы на Краснопресненской линии. Но прогресс не стоял на месте, парк обновлялся и уже в 1976 году появились первые опытные образцы «номерных» вагонов 81-717/714 (головной и промежуточный), которые по оборудованию (мотор-компрессоры, пневматическое оборудование, аккумуляторные батареи) и оформлению пассажирских салонов были схожи с вагонами типа «Еж-3». Внешние изменения заключались прежде всего в том, что из промежуточных вагонов были ликвидированы кабины машиниста, существовавшие в каждом вагоне всех предыдущих типов, а на лобовой части головных вагонов была убрана торцевая переходная дверь. Вместо неё, на лобовой части головных вагонов стали устанавливать большое ветровое стекло, по обеим сторонам которого размещалась пара окон поменьше. При этом сидение машиниста, а также органы управления поездом переместились из правой части кабины в середину. Салон вместимостью до 330 пассажиров стал освещаться люминесцентными лампами.
С этого времени глазастые «Ёжики» стали уступать место «номерным» вагонам и недалёк день, когда ещё более современные модели «Русич» и «Ока» окончательно вытеснят ветеранов. На протяжении десятилетий от самого первого типа «А» до «Еж-3» внешний вид вагонов менялся незначительно и горожане с грустью попрощаются со знакомыми с детства поездами.
Community Info