А сегодня я хочу показать вам, как танцуют андалузские лошади.
В рамках международного военно-музыкального фестиваля "Спасская башня" на конном манеже на Красной площади проходили выступления Королевской Андалузской школы искусства верховой езды.
Сегодня я постараюсь рассказать вам об истории создания школы, об искусстве обучения лошадей и показать красоту и грацию этих великолепных животных, взаимодействие и чуткость понимания наездника. В конце поста бонус - видео записи с аутентичной музыкой, для создания полного впечатления :) Надеюсь, вам понравится! :)
Королевская Андалузская школа искусства верховой езды была основана в 1973 году. Этот момент ознаменовал собой начало возрождения традиционного искусства испанской конной выездки. На базе школы реализуются различные виды деятельности: обучение начинающих наездников, работа с профессионалами конного спорта, разведение чистокровных испанских лошадей. Сохранять искусство верховой езды согласно традициям — основной принцип работы школы.
До XVIII века андалузская лошадь являла собой образец идеальной верховой лошади. Даже основанная в Вене Императором Священной Римской империи Максимилианом школа верховой езды получила название Испанской.
В эпоху Возрождения испанское искусство верховой езды, зародившееся еще во временах древнего Рима, получило дальнейшее развитие благодаря величайшим мастерам выездки: итальянцу Гризоне, французу де Ла Гериньеру и другим. Андалузская лошадь в то время была распространена по всей Европе и составила основу коневодства Америки.
Но затем последовала череда событий, повернувших развитие породы вспять. В 1720 году Филипп V - первый представитель французской династии Бурбонов на испанском престоле - запретил конную корриду, ему не были близки и понятны обычаи его новых подданных. А ведь коррида играла большую роль в развитии у андалузских лошадей качеств, делавших их надежнейшими боевыми конями: храбрыми, послушными, легкими в управлении. Теперь же, без столь жесткого критерия отбора, выездка лошади стала «чистым искусством».
Великая французская революция усугубила кризис. Европейские королевские академии, развивавшие искусство классической выездки, прекратили свое существование. Испания была разорена наполеоновскими войнами. К тому же стала меняться тактика боевых действий кавалерии, которые отрабатывала классическая выездка: приемы ближнего боя-поединка уступили место атаке в строю, где важнее были резвость и способность преодолевать естественные препятствия.
Довершило дело возросшее влияние Англии: в моду вошло все английское, ипподромы и охоты вытеснили манежи. И даже в своей стране андалузская лошадь стала лишь воспоминанием о былом величии, ведь сами испанцы предпочитали арабских скакунов. Сохранившаяся только у себя на родине и сильно сократившаяся в числе, андалузская порода и в качественном отношении заметно сдала позиции.
В 60-е годы XX века идея возрождения испанских традиций выездки не давала покоя дону Альваро Домеку. Осуществить мечту ему помогли ешл португальские друзья – доктор Гильхерм Борба и его ученик Франсиско д’Абрё.
Сначала появился большой, яркий, хорошо освещенный внутри прямоугольный шатер, который дон Альваро установил на территории ежегодной майской выставки, где впервые был представлен конный спектакль «Как танцуют андалузские лошади», ставший визитной карточкой новой школы.
В 1980 году школа обосновалась в особняке XIX века, известном под названием «Рекрео де Лас Каденас», где были построены арена с трибунами на 1600 мест, конюшни на шестьдесят лошадей и многое другое.
Дон Альваро содержал школу пятнадцать лет, пока Министерство информации и туризма не выкупило комплекс. В последнее время создатель Андалузской школы уже отошел от дел – историческая миссия возрождения испанской выездки выполнена – и вернулся к своему конному заводу и ферме боевых быков. Доктор Борба, вооружившись опытом, полученным в Испании, в 1979 году осуществил наконец свою мечту: создал Португальскую школу искусства верховой езды.
В 1987 году Андалузская школа была взята под патронаж испанской королевской семьи. Но еще в мае 1973 года дон Альваро Домек получил из рук короля Хуана Карлоса престижную награду «Золотой конь».
Сейчас лошади Королевской Андалузской школы верховой езды завоевывают сердца поклонников по всему миру.
Шоу «Как танцуют Андалузские лошади» можно считать вершиной работы школы. Эта уникальная постановка представляет собой настоящий конный балет, основанный на элементах классической выездки, Doma Vaquera (дословно «Ковбойская выездка») и традиционной верховой езды. Под сопровождение аутентичной испанской музыки всадники в костюмах XVIII века демонстрируют сложнейшие элементы. Как правило, программа выступления состоит из 6-8 разных постановок.
Doma Vaquera
Это традиционный стиль верховой езды испанских вакеро (дословно «ковбой»), характерный для районов Андалусии, Саламанки, Эстремудура, а также набирающий популярность на юге Франции. Doma Vaquera использовалась испанскими пастухами для контроля стад быков, а также при подготовке лошадей для корриды.
Во время шоу всадник демонстрирует элементы Doma Vaquera на шагу, рыси и галопе, сохраняя стабильный ритм и чистоту выполнения сложнейших упражнений, многие из которых характерны и для классической выездки. Особенно эффектно смотрится остановка с прибавленного галопа, когда лошадь буквально вкапывается в землю всеми четырьмя ногами.
Классическая выездка
В этой части шоу всадники демонстрируют элементы Высшей Школы. Принимания, пассаж, пиаффе, испанский шаг, смены ног в 3-2-1 темпа – кажется, что для андалузских лошадей эти сложнейшие элементы не представляют ни малейшей трудности.
Работа в руках
Андалузские лошади демонстрируют зрителям, что элементы Высшей Школы они могут выполнять не только под седлом, но и в руках. Школьные прыжки – левада, лансада, курбет, песада, а также испанский шаг – все эти элементы завораживают зрителей свой красотой. Помимо этого мастера выездки демонстрируют работу лошади на вожжах и на пилярах.
Парная езда и фигурная смена
Завершает шоу андалузских коней па-де-де и фигурная смена из десяти всадников, демонстрирующих фигурную езду с элементами Высшей Школы.
Однако Андалузская школа – это не только спектакли; значительное место в ее работе занимают образовательные программы. При школе действует одна из лучших в стране ветеринарная клиника, шорная мастерская, где седла, уздечки и прочая амуниция изготавливаются по традиционным испанским технологиям.
Всадники и мастера-шорники школы учатся по четыре года. Существует двухлетняя программа обучения ветеринарных фельдшеров и конюхов – для внутренних нужд. Зимой открыты курсы для всех желающих получить профессиональное образование.
Школа – это целый комплекс с обширной территорией, со своей гостиницей. В Королевской школе даже амуниция размещена по-королевски: великолепная коллекция образцов традиционного испанского шорного искусства хранится в просторном зале. Воздух здесь кондиционируется, и даже пальмы в кадках – не просто украшение, они служат для создания оптимального микроклимата – чтобы кожа не сохла и не грубела.
Все пять конюшен (по двенадцать денников в каждой) носят названия в честь легендарных лошадей школы: Руисекора, Вендавала, Гарбозо, Валерозо и Хересано.
Валерозо был самой первой «звездой» спектакля, с него начиналось создание школы, которой он отдал четверть века (Валерозо пал в возрасте 32 лет). Кроме того, он оставил выдающееся потомство, знаменитые Инвазор и Гранадеро из испанской сборной по выездке – его внуки.
Судьба Валерозо показательна: одна из главных целей школы – совершенствование андалузской породы, в частности, ее способностей к классической выездке. Как только шоу «Как танцуют андалузские лошади» завоевало популярность, участие в нем стало престижным и для лошади, и окрестные заводчики с большим энтузиазмом стали относиться к «пробам» своих «воспитанников» на роль в спектакле. Естественно, их представления об идеальном андалузском коне не могли не претерпеть изменения.
В 1986 году Андалузская школа пополнилась ценнейшей коллекцией из двадцати двух экипажей и сорока чистопородных андалузских лошадей. Все это великолепие завещал школе дон Педро Домек де Ла Рива. С тех пор коллекция заметно увеличилась, в ней появились седла и предметы сбруи XII-XIII веков. Появились школа кучерского искусства и музей экипажей, а самые разнообразные выезды, украшенные в национальном стиле, стали неотъемлемой частью спектаклей.
География гастролей Королевской школы обширна – Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия, Мексика, Венесуэла, Аргентина, не говоря уж о множестве испанских городов. В родном Хересе представления проводятся несколько раз в неделю, за исключением периода с ноября по февраль: зимние месяцы посвящены в основном тренировкам.
Для написания текста использованы материалы с сайтов:
http://equinemanagement.ru/
http://www.classicaldressage.ru/
Community Info